Картина эта — Николаевский трамвай

Пою я оду всему народу,
Пою я сценку попеременку.
Не злободневно, а ежедневно
Картина эта — Николаевский трамвай.

Это к бумажной газете нельзя прикрепить музыкальный файл, а мы можем начать разговор о приближающемся столетнем юбилее трамвая с прослушивания народного «гимна» этому древнему виду общественного транспорта. Шутка ли сказать – уж целый век по нашим улицам бегают вагоны на электрической тяге. Некоторые из них, судя по техническому состоянию, лично принимали участие 21 декабря 1914 года в торжественном пуске безлошадного трамвая, когда украшенные цветами и флагами курсировали целый день по маршруту «Вокзал – Горбольница». Кстати, все деньги, собранные за первый день работы были отданы в пользу семей, призванных на фронт воинов запаса и ратников-ополченцев. С такой инициативой вышла «трамвайная комиссия» к Городской управе.

                Раз-два-три-четыре-пять, разрешите побрюзжать. Разве же можно сравнить сегодняшнюю унылую поездку в переполненной маршрутке с волшебным путешествием на стареньком трамвае? Там тебе и кондуктор с толстой сумкой на ремне, и рулон билетов с неровным краем отрыва, и тормозной штурвал на задней площадке, который всё время хотелось покрутить. А этот волшебный скрип, который время от времени раздавался из ниоткуда. Он каждому из нас напоминал о том, что жизнь это боль и ежедневное преодоление препятствий. Бывало, летишь вниз по улице Розы Л. (ныне Никольская) от Дома культуры Строителей к Яхт-клубу, и думаешь «а как там у вагоновожатого с тормозами?». Или вот ещё так: идёшь по Советской, и на пересечении с Плехановской (ныне Потёмкинская) видишь два трамвая. Они движутся навстречу друг другу, и вот-вот встретятся прямо как в школьной задачке.  Что должен сделать настоящий мальчишка? Правильно: проскочить между ними, предварительно загадав желание.

                Что для николаевца образца 1914 года значил трамвай? Доступный народный общественный транспорт, это само собой.  А ещё постоянная работа для большого количества человек. Лишь в нескольких городах российской империи было организовано производство вагонов для конок и трамваев. И Николаев с его огромными судостроительными и механическими мощностями был одним из таких городов. Когда по рельсам конки пошёл электрический трамвай, модернизация вагонов была полностью проведена на заводе «Наваль». После нескольких лет хаоса революции и гражданской войны переименованный завод (имени А.Марти) продолжил выпуск трамваев, которые бегали по Николаеву до середины шестидесятых годов прошлого века.

С трамваем непосредственно связано и появление одного из символов города, уникального здания, которое стало визиткой Николаева. Это трансформаторная подстанция, замаскированная под изящный замок в стиле «модерн». Её построили на месте деревянной будки, из которой управлялось движение конки. Старшее поколение знает этот объект под кодовым названием «Ассоль». Бар, располагавшийся на двух этажах старинного сооружения, долгое время был центром вечерней жизни легкомысленной части населения. А ещё наши дребезжащие старые вагончики вдохновили создателей народной песни в стиле «городской романс», который увековечил само словосочетание «николаевский трамвай».

Спит город под покровом ночи.
Спешит на фабрику рабочий.
Проснулся весь пролетариат,
Гудки гудят, лентяи спят.

Раз в неделю старшеклассники моей школы ездили на производственную практику на Черноморский судостроительный завод. В рабочую перевозку (никогда не говорили «час пик») казалось, весь город едет в одном вагоне. Тысячи людей утром выходили из трамвайных дверей в районе ЧСЗ, и столько же вечером заходили в них. Именно поездки в переполненном трамвае сформировали у наивного школьника мечту: найти такую работу, чтобы на неё не надо было ездить на трамвае вместе со всеми в одно и то же время.

А ведь поездка в вагоне конки была мечтой любого николаевского мальчишки, начиная с лета  1897 года, когда бельгийские промышленники пустили первый городской маршрут. Это же «Бельгийское анонимное общество николаевских конно-железных дорог» спустя 12 лет начало проектные работы по электрификации общественного транспорта. На месте старого мусульманского кладбища (район улицы Инвалидная) было запроектировано трамвайное депо, которое работает на том же месте до сих пор. К моменту, когда революционная буря на несколько лет обесточила трамвай и вернула на рельсы конную тягу, в Николаеве существовало четыре маршрута. Внимательный читатель сможет запросто по ним определить важные точки и районы старого города: «Вокзал – Городская больница», «Привозный рынок – Спасск», «Кладбище – Каботажный спуск», «Кузнечная – Привозный рынок».

На фотографии двадцатых годов мы видим празднично украшенный трамвай третьей марки и его окаменевших от важности момента пассажиров. Улица Кузнечная к тому времени была переименована в честь одного из деятелей революционного движения товарища Скороходова, а район Спасска стал называться «Яхт-клубом». Хорошо видно как устроена трамвайная колея. Никаких шпал, булыжная мостовая надёжно держит рельсы. Такая укладка хорошо сохранилась до наших дней в старой части Николаева.

Кстати, а вы задумывались, почему в Николаеве любой номер маршрута многие называют маркой? Третья марка троллейбуса, шестая марка трамвая. По этому поводу есть несколько версий. В давние годы на воровском жаргоне «гнать марку» означало ездить в трамвае с целью вытянуть у кого-то из сумки кошелёк. Позднее любой вид городского транспорта в криминальной среде стал называться «маркой». Но есть и более гуманная версия происхождения этого названия. Билеты на проезд, продававшиеся до революции были изготовлены по типу почтовых марок с перфорацией для удобства отрыва. На каждый маршрут печатались отдельные билеты, которые отличались между собой надписями, ценой, и цветом. Потому вопрос «какая марка?» стоял перед каждым, кто собирался садиться в вагон. «Какая марка нужна, чтобы проехать на этом маршруте?»

Кондуктор в юбке кусает губки,
Билеты рвёт и нам даёт.
Если хотите, то посмотрите —
Картина эта Николаевский трамвай.

                     Частота проезда в трамваях современного города прямо пропорциональна возрасту николаевца. То есть, чем старше – тем чаще. Оно и понятно: у пенсионеров бесплатный проезд в электротранспорте, да и времени вагон. Работающий человек не может себе позволит долгое ожидание трамвая и неторопливость его передвижения. Николаевцы пересели на маршрутки, автобусы и собственный транспорт. Но главное это то, что с момента первой прокладки путей радикально изменилась карта деловой и жизненной активности Николаева. Район парка Петровского, Яхт-клуб, улица Скороходова уже давно не являются центрами притяжения для большого количества горожан. Черноморский завод давно не ждёт два десятка тысяч рабочих ежедневно.

                    Не прекращаются споры про экономическую целесообразность сохранения электрического трамвая в Николаеве. Экологическая чистота и (мнимая, надо признать) дешевизна проезда спорят с необходимостью высоких капиталовложений в реконструкцию путей и поддержание в рабочем состоянии парка вагонов. Что уж говорить о стоимости современных трамваев или о прокладке бесшумных рельсов.    Сто лет назад в Городской Думе также велись ожесточённые дебаты между ретроградами, боявшимися, что электрический ток убьёт всех пассажиров, и сторонниками прогресса. Но за подобными спорами стояли меркантильные интересы бизнесменов и городской общины. В начале прошлого века городская казна регулярно получала хороший доход от конки, а развитие её транспортной сети предполагало небольшие вложения лишь в прокладку рельсов. Инвестиции же в электрический трамвай были несоразмерно больше.

                    По итогу споров Дума отказала бельгийским капиталистам в концессии и собрала деньги на электрический трамвай путём продажи облигаций местного займа. Аккумулированные миллионы рублей под управлением «трамвайной комиссии» были потрачены на строительство депо и станций, прокладку коммуникаций, обучение персонала, расширение улиц и, конечно же, на приобретение и реконструкцию подвижного состава.

На рынок тащится кухарка.
Трамвай летит, как будто с парка.
Вагон летит на всех парах,
Что только слышно трах-тарах.

                    Я, признаюсь, редко езжу на трамвае. А уж когда я на нём катался, вообще не могу вспомнить. Чувствуете разницу? Ездить и кататься… Думаю, вы тоже давно не катались просто так в дребезжащем вагоне, прислонясь лбом к холодному стеклу. А давайте сделаем это в воскресенье 21 декабря 2014 года. Всем городом. Возьмём детей и внуков, придём к ближайшей трамвайной остановке, сядем в первый же подъехавший вагон и не торопясь поедем по любимому городу. Закроем глаза и представим себя пассажирами самого первого николаевского трамвая.

                     Да, и не забудьте, пожалуйста, купить трамвайный билет! Это будет прекрасным капиталовложением. В дни двухсотлетия николаевского трамвая сей маленький кусочек бумаги станет настоящим предметом коллекционирования.

 

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»

Отмечено