«L’amour est aveugle» ( фр.) — любовь слепа
Осенью 1791 года в городе Яссы Светлейший князь Георгий Александрович Потёмкин последний раз в своей жизни влюбился. В местную. В Молдаванку. Она действительно была хороша собой. Высока и изящна. К тому же оказалась доступна и легка на подъём. Направляясь навестить своё любимое дитя – новорожденную верфь на Ингуле – Потемкин, не раздумывая, забрал новую любовь с собой.
Любимая выехала отдельным обозом, далеко впереди генерал-фельдмаршала. Послушная челядь торопилась исполнить желание Светлейшего доставить в Николаев новую фаворитку раньше, дабы встречала она своего высокопоставленного хозяина уже на новом месте. Ехала возлюбленная на нескольких телегах. Усердные мастера разобрали её на части, дотошно подписав каждую деталь так, чтобы можно было быстро и без потерь собрать её, где будет им велено.
Верный соратник князя Михаил Фалеев был заранее извещён о прибытии фаворитки. Строитель выбрал для избранницы своего патрона лучшее место в городе. На высоком утёсе, под которым сливаются Буг с Ингулом, недалеко от возводимого Магистрата, с видом на строящуюся церковь Григория Великой Армении (догадываетесь, в честь кого был выбран именно этот святой?). Но не дождалась двухэтажная красавица своего желанного. Умер князь в дороге – торопился в Николаев, хотелось на новый дом быстрее взглянуть. Морганатическая вдова его – Екатерина II – получила печальное известие: «Удар свершился. Светлейшего Князя Григория Александровича нет более на свете».
Когда траурный кортеж с покойным Григорием Потёмкиным проезжал сквозь Николаев, двухэтажная деревянная постройка, вывезенная из молдаванских Ясс, уже была собрана на новом месте и молчаливо провожала хозяина в последний его путь. Молдаванка пережила своего господина на полтора века. Изящное двухэтажное здание с открытыми галереями-палубами по всему периметру несколько лет оставалось единственным законченным строением Николаева. Пока в здании Магистрата ещё велись отделочные работы, пока ещё только устраивалась крыша будущего Адмиралтейского Собора, пока в Каменных лавках, расположенных на единственной в те годы площади строители ещё только окультуривали галереи, в Молдаванке уже жили горожане, а с обоих её боков были возведены флигели из камня для устройства торговых лавок. Живой образец молдавского стиля (крыша с большим выносом, опирающаяся на лёгкие колоны, которые между собой связанны воздушными перилами; лестницы-трапы, ведущие навстречу друг другу) стал ярким пятном в бедноватой архитектурной картине «поселения при верфи».
Этому «образцу молдаванско-турецкого вкуса» некоторое время пытались подражать вольные строители молодого Николаева. В похожем стиле, но ближе к «мавританскому», был нарисован Потёмкинский дворец в Спасске. Такими были спроектированы и Каменные лавки на Магистратской площади (правда, спустя три десятилетия они были перестроены и потеряли весь свой восточный колорит). Собранное «из старого лесу нового построения», изящное здание планировалось под резиденцию Григория Потёмкина, но преждевременная смерть князя, изменила судьбу дома.
Более ста лет Молдаванка принадлежала морскому ведомству, и использовалось им для военных и иных нужд. Во времена Мордвинова (до 1799 года) первые «сливки» молодого города в летнее время давали там балы, устраивали рауты и гуляния. При Грейге, который активно занимался благоустройством города, неухоженная территория в районе Молдаванки превратилась в красивый Морской бульвар, а само здание было тщательно отремонтировано и передано офицерскому сообществу в качестве помещения под Летнее морское собрание. В здании проходили практические занятия для военных моряков, лекции, музыкальные и «танцовальные» вечера, регулярно играл флотский оркестр.
Здесь же состоялось первое учредительное собрание николаевского Яхт-клуба, во время которого был принят проект Устава, избрано правление и назначен размер членских взносов. Столетие пребывания на новом месте (конец XIX века) Молдаванка встретила в обжитом, хотя и несколько видоизменённом виде. Вот что написал в своём труде «Потёмкинский город» («Исторический вестник», С.-П., 1891 год) Николай Ширяев: «В Николаеве о князе Потёмкине напоминает «Морское собрание». Здесь был дом, где намеревался останавливаться князь Таврический, и этот дом долгое время носил название «Молдаванки»… В настоящее время от многочисленных переделок и перестроек, по словам старожилов, не осталось почти и следа прежней оригинальной постройки в молдавском вкусе».
Двухэтажное деревянное сооружение в непривычном для глинобитного и каменного Николаева стиле, простояло более полутора веков. После пролетарской революции Молдаванка была превращена в красноармейский клуб. В то время, как множество каменных зданий Николаева не пережили натиск решительного советского архитектора и фашистского захватчика, деревянная гостья из Ясс простояла до начала 50-х годов прошлого века. Обветшавшее, зажатое остатками зданий каменных лавок и заборами, с фасадами из почерневшего от времени дерева, с растрескавшимися колоннами, скрипящими и качающимися полами, с ржавой табличкой «какой-то клуб какой-то молодёжи», оно осталось в памяти николаевцев и зафиксировалось на редких любительских фотографиях тех лет.
Реставрировать здание у государства, возрождающегося после кровавой Отечественной войны, не было ни средств, ни особых к тому причин. Компетентные службы провели тщательную зарисовку и обмер здания, сохранившихся архитектурных деталей. После чего Молдаванка была разобрана и, скорее всего, сгорела в печах и «грубах» николаевских домов, отдавая последнее тепло, привезённое из солнечной Молдавии. На этом месте вдоль улицы Набережная, фасадом на бульвар адмирала Макарова (ровно между Лягина и Фалеевской) выросла пятиэтажная элитная «сталинка» с кафетерием на первом этаже.
Сегодня можно смело сказать, что «Молдаванский дом», подаривший название улице, начинавшейся от него (после она была переименована в Глазенаповскую, ныне Декабристов) был одним из самых интересных сооружений Николаева за все 225 лет его существования. Интересным как с точки зрения необычной для наших краёв архитектуры, так и с точки зрения истории. Истории последней любви пресытившегося фаворита, разбалованного почестями и подарками, лёгкими победами и лестью челяди, развращенного высочайшим покровительством. Истории любви живого человека к деревянному дому.
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев».