Женское лицо городской скульптуры

Казалось бы, нет ничего более понятного, чем биологические различия между особями рода человеческого. Не вдаваясь в вопросы разнообразия тонкостей психо-сексуальной ориентации, можно попросту сказать: если ты не женщина, значит ты мужчина. И наоборот, соответственно. Практически, то же самое можно сказать и в отношении памятников и мемориальных знаков – этот мужской, а тот вот женский. Ну, или в некоторых случаях так: этот несёт в себе элементы и признаки героя женского пола, а этот нет. Давайте же сейчас обсудим эту тему, взяв для примера наши местные достопримечательности. Заодно и увидим, как соблюдается пресловутое гендерное равноправие в среде монументов и памятных знаков, установленных на территории Николаева в различные эпохи.

В истории нашего города на данный момент зафиксировано немногим более ста памятников и столько же мемориальных досок (информация проверена по карте памятных объектов Николаева, созданной Богданом Головченко). Речь идёт о существующих монументах, а также о тех, которые до настоящего времени не сохранились. Можно не торопясь пройти по существующему списку и посмотреть, какие из этих знаков посвящены женщинам или несут в себе хотя бы малый отголосок женской сущности.

Карта памятников Николаева

Самые известные николаевские групповые скульптурные композиции (памятники Десантникам, борцам за власть Советов, 60-летию Комсомола, аллея Адмиралов и так далее) собраны исключительно из мужских фигур и лиц. И только два крупных монумента дарят нам по одному, но «неповторимому» женскому образу. Первый это «шар», поставленный в честь николаевских корабелов и флотоводцев (группа архитекторов и скульпторов в составе В. Чепелык, М.Кислого, Н.Алексеенко и В.Скульского). Девушка в брючном комбинезоне с подкатанными рукавами свысока смотрит на модель корабля, которую держит в руках итээровец в плаще. Остальные же десять образов на памятнике мужские. На втором большом николаевском монументе «рабочим – участникам первых маёвок» (скульптор Г. Мирошниченко, архитектор В. Бутаков) широкоплечая революционерка, половую принадлежность которой можно определить лишь по длинной юбке и блузе-косоворотке сурово смотрит на окружающий мир. Сжатые губы символизируют накопленную ненависть пролетариата к загнивающему уже в то время капитализму.

Чаще всего женский лик или силует в монументальной скульптуре Николаева (думаю и не только в нашем городе) используется как символ скорби и памяти на монументах, посвящённых теме войны. На территории старого кладбища (угол Херсонской и 1-й Ингульской) в 1969 году был открыт памятник жертвам фашизма. Высокий обелиск из гранита розового цвета держит бронзовый барельеф с лицом скорбящей матери. Внизу надпись: «Они отдали свою жизнь за наше счастье. Гордым героям бессмертная слава» (автор памятника – скульптор О.Здиховский). В глубине этого же кладбища находится мемориальный комплекс погибшим воинам (архитектор И. Пейсах, скульптор А. Коптев) в центре которого высится 23-метровый обелиск, задуманный в виде трехгранного штыка. На одной из боковых граней его размещена белая фигура женщины в траурном убранстве со склонённой головой и букетом в руках. Несколько женских персонажей можно увидеть и на памятнике Освободителям Николаева (угол Декабристов и проспекта Ленина). Женщины на монументе обнимают маленьких детей, заслоняя собой от войны, провожают отцов, братьев и мужей на фронт.

В Николаеве сто лет назад стояла ещё одна скульптура милитаристской тематики с женским барельефом. Авторы памятника (Л.Биоджоли, Г.Рих, Е.Штукенберг) разместили на гранитном обелиске «Героям войны 1812 года» бронзовую девушку, венчавшую лавровым венком героев Отечественной. После революции металическую часть памятника отправили в переплавку, а каменную стелу по-пролетарски решительно «перекроили» под монумент героям Сиваша.

Есть в нашем городе и несколько «чисто женских» скульптур. Самый образцово-показательный объект по нашей сегодняшней теме – это памятник Невесте. Бронзовая одинокая девушка, пребывающая в мечтах о приближающемся замужестве, смотрит в закатное небо. Юбка и фата (а фата ли это?) развеваются на свежем весеннем ветерке. Скульптура установлена возле Дворца торжественных событий и является объектом пристального внимания и шуток многочисленных гостей свадебных церемоний, проходящих в этом здании. Удивляет то, что до сих пор никто из легковерных горожан не выдумал никакого ритуала, связанного с монументом. К примеру, «если в полнолуние прийдёшь к памятнику невесте и поцелуешь безымянный палец правой руки, то обязательно выйдешь замуж в текущем квартале».

В центре Европейского сквера (улица Садовая) шесть лет назад был открыт памятник единой Европе. Симпатичное юное создание, пытаясь вырваться из облепившего его тонкого платья, держит над головой круглый бубен, собранный из пятиконечных звёзд, символизирующих герб Евросоюза. К сожалению несколько лет назад «вязанку» звёзд кто-то экспроприировал. Скорее всего, она ушла через один из многочисленных подпольных пунктов приёма металлолома на переплавку в ту же Европу, которую и символизировала. Ещё одну женскую фигуру можно увидеть возле роддома № 3. Это скульптура матери, держащей на руках ребёнка. Дитё тянется к кормящей груди, тем самым как бы намекая на преимущества естественного вскармливания перед применением искусственных смесей.

Несколько женских монументальных фигур в Николаеве имеют своё собственное, неформальное имя. Одна из них (в настоящее время, к сожалению, безвозвратно утрачена) находилась в центре Аркасовского сквера, расположенного между улицей Пушкинской и гимназией № 5. Бронзовая девушка с факелом в руках ногами упиралась в груду гранитных обломков, расположенных в центре фонтана. Кто и почему назвал её Люсей неизвестно, но именно под таким именем она сохранилась в памяти отдельных старожилов. В «бурных девяностых» годах прошлого века полуголая Люся была свергнута хулиганами (или мародёрами) со своего места и по некоторой непроверенной информации долгое время хранилась в подвалах центрального райисполкома. Через некоторое время многоэтажное здание на улице Лягина было продано (подарено?) налоговой инспекции, а изрядно помятая «николаевская русалка с ногами» исчезла в неизвестном направлении.

Ещё один монумент имеет личное имя. Это статуя «Земля и море» или «Край корабелов и хлеборобов», а в народе просто Катя. Бетонная длинноволосая красавица правой рукой опирается на якорь, а левой поддерживает гигантские колосья пшеницы, обогнавшей в росте саму девушку. Стоит Катя (и медленно разрушается, физически распадаясь на части) на площади перед старым железнодорожным вокзалом. Когда-то встречала она гостей города судостроительной славы, а сейчас ждёт момента, когда неторопливые работники ЖКХ снесут её вместе с пьедесталом как опасный для жизни и здоровья горожан объект садово-паркового искусства образца второй половины двадцатого века.

Центром памятной композиции, открытой 26 апреля 2007 года к очередной годовщине аварии на Чернобыльской атомной электростанции в память николаевцев-ликвидаторов последствий страшной катастрофы является ангел с женским ликом. Это позволяет смело причислить и этот монумент к нашему женскому списку.

Если перейти к перечню памятных досок Николаева, то можно отыскать всего четыре объекта, в которых так или иначе присутствует женская тема. На улице Галины Петровой рапсоложена доска имени первой женщины нашего города, которая получила звания Героя Советского Союза за исключительную храбрость, мужество и героизм. На стене здания механико-математического факультета николаевского государственного университета мы встречаем барельеф Анны Дивиной. В тридцатых годах прошлого столетия Анна училась, а затем преподавала в пединституте имени Белинского. Во время Второй мировой Дивина воевала в одном из отрядов партизанского соединения Ковпака и героически погибла в бою. На пересечении улиц Спасской и Советской висит (если до сего дня не снята в процессе декоммунизации) доска на месте здания, в котором Советом рабочих и солдатских депутатов в городе Николаеве провозглашена Советская власть (декабрь 1918 года). Революционерка с поднятой рукой и открытым ртом выглядывает из-за плеча своего соратника по борьбе на металическом барельефе. И ещё один подобный дамский образ можно увидеть на памятной доске, установленной на доме, в котором состоялось заседание первого в Николаеве Совета рабочих депутатов (1905 год).

Думаю, что к женской теме можно смело отнести скульптурную композицию «Лебединая верность», символизирующую любовь прижавшихся друг к другу ажурных птичек. Во всяком случае, как минимум одна из них точно принадлежит к слабому полу. А вот медный символ единства человека и дикой природы (Маугли и Багира), установленный возле лучшего в Украине зоопарка, я бы к теме сегодняшнего разговора не привязывал. Поскольку пантера только в русском переводе «девушка». На языке хинди Багира – мужское имя и у Киплинга это самец, герой-воин, антипод разбойника Шер-Хана. В русском переводе чёрный леопард стал элегантной, ироничной женщиной, что в корне изменило авторский смысл описываемой дружбы с мальчиком. Вместо сильного старшего брата у Маугли появилась вторая мать. Но автор скульптуры Инна Макушина (фигуры установлены в 1978 году) вылепила Багиру женственную и изящную, в привычном для нас образе.

Про утраченную типовую садово-парковую скульптуру (девушка с веслом, девушка с гитарой, девушка с платком и так далее) мы сегодня говорить не будем. Поскольку посчитать их, когда-то стоявших в Яхт-клубе, на верхнем бульваре и других местах народных променадов не представляется уже возможным. Разве что на территории дома отдыха «Коммунар» (бывшая дача Кудрявцева) сохранились осколки былого советского стиля: девушка с мячом и семейная пара, смело глядящая в светлое будущее страны Советов.

Как видим даже о маломальском «равновесии полов» в монументальной скульптуре и теме памятных знаков Николаева даже нельзя и говорить. Простая математика говорит о многократном перевесе «мужских» памятников над «женскими» (один к двадцати как минимум). Мне кажется, это, прежде всего, обусловлено политически мотивированной конъюктурой тоталитарного государства, от которой мы медленно отходим. С развитием неформальной, незаангажированной, весёлой, иногда даже хулиганской уличной скульптуры количество артобъектов, в которых можно будет увидеть женскую тему, будет, безусловно, увеличиваться. Что, безусловно, украсит любое городское пространство.

ПС: Когда готовилась эта статья, пришла печальная весть: умер известный учёный, краевед и историк, почётный горожанин Николаева, профессор Юрий Крючков. Я познакомился с Юрием Семёновичем десять лет назад во время работы над книгой «Старый Николаев». Большая часть информации была мною почерпнута из его текстов. Я попросил Юрия Семёновича выступить консультантом издания, и он внимательно отнёсся к этой работе. Крючков вычитывал незамысловатые тексты, скрупулёзно вносил правки. Он сделал для нашего города очень много, а мне лично подарил пример настойчивого, вдумчивого и системного подхода в краеведении.

Юрий Семёнович ушёл от нас. Ушёл в свой город чтобы продолжить свою работу Бродить по улицам, фотографировать старые здания, встречаться с теми персонажами истории Николаева, о которых он много писал. А нам остались его книги — целый мир, в котором каждый из нас найдёт свой Николаев.

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»

Отмечено