История с женихами

Людям свойственно заблуждаться, самим выдумывать сказки и пожизненно верить в них, передавая по наследству новые отредактированные версии. Одним из самых устойчивых городских мифов долгие годы является легенда о том, что Николаев – город невест. Сколько об этом написано статей и сочинено историй. С какой гордостью каждый николаевец произносит эту набившую оскомину фразу. Это обычно делается таким тоном, будто говорящий лично из собственного ребра создал каждую красавицу и теперь восторгается своим безукоризненным творением. Надуманная история о «потёмкинских свадьбах» передаётся из поколения в поколение. И теперь уже пра-пра-пра-пра-пра-правнуки первых жителей города рассказывают байки о массовых свадьбах, которые устраивались на Соборной площади, когда в Адмиралтейский собор входило столько пар, сколько могло поместиться. А те, кто оставался за дверьми по причине нехватки места тоже считался обвенчанным.

Нет, я не спорю – николаевские девушки действительно самые красивые в мире. Это факт. Причём николаевскими я лично считаю не только тех, кто родился в нашем городе, но и кого привела сюда добрая судьба. Да, наш город славен женской красотой. Но я хочу и на вторую чашу весов положить творческую гирьку, дабы уравновесить городскую мифологию с точки зрения гендерных ролей горожан. Уверяю вас, дорогие читатели, Николаев славен не только невестами, но и женихами. После этих слов каждый современный горожанин поглядит на себя в зеркало и тут же подтвердит слова автора. А что касается тех женихов, которые жили в Николаеве лет сто назад, вот тут давайте я скажу за них несколько добрых слов и покажу парочку типичных фотографий начала двадцатого века. Заодно и рассмотрим что надевали на себя мужчины той эпохи.

Мужская мода в сравнении с женской никогда не отличалась особым разнообразием и подчинялась достаточно строгому регламенту. Вечерний мужской костюм и в столице и у нас в провинции состоял из чёрного фрака (вариант – сюртука), жилета (белого или чёрного), белоснежной крахмальной сорочки и белой бабочки. Для менее торжественных случаев допускалась и чёрная бабочка, которая стала обязательной после появления моды на английские смокинги. Ведь их принято носить исключительно с чёрным галстуком-бабочкой.

Обязательным аксессуаром (в некоторой степени – деталью одежды) являлись карманные часы на цепочке. От сочетания элементов (часы-цепочка-брелок) зависело многое. Брелок у «настоящего мачо» начала двадцатого века крепился к свободному концу цепочки, а часы помещались в специальный карман жилета или брюк, противоположный «рабочей» руке обладателя часового механизма. Цепочка пристёгивалась к пуговице жилета таким образом, чтобы брелок оставался не просто на виду, а что называется находился в самом центре внимания женских глаз и взоров ревнивых соперников.

Судя по белой бутоньерке, на фотографии николаевский жених в прямом смысле этого слова. Считается, что мода на этот аксессуар была введёна в середине девятнадцатого века женихом королевы Виктории принцем Альбертом. В день своей свадьбы он выдернул цветок из свадебного букета и, прорезав дырку в лацкане мундира, вставил туда первую бутоньерку. Это всего лишь сказка, но к концу века цветок в лацкане пиджака уже был знаком человека, внимательного к своему костюму. «Хорошо подобранная бутоньерка – единственная связь между искусством и природой» — эти слова сказал эпатажный писатель Оскар Уальд. Стоит сказать, что со временем настоящий бутон сменила искусственная поделка в виде веточки.

Видимо в Николаеве белая бутоньерка не стала обязательным украшением жениха, потому что на второй фотографии мы видим другого молодого николаевца с невестой, но без этого аксессуара.

Самым распространённым костюмом того времени была «визитка» — род сюртука у которого полы расходятся спереди, образуя вырез. Но не так, как у фрака – по прямой линии, а закругляясь сзади. Визитка застёгивалась на одну пуговицу и была чёрного или тёмно-серого цвета. Её носили с полосатыми брюками, жилетом, белой рубашкой и тёмным галстуком. Туфли под визитку положены были чёрные. Кроме этого мужчины часто носили шерстяные или льняные (в зависимости от сезона) костюмы-тройки. Все рубашки того времени имели жёсткие накрахмаленные воротники и манжеты, которые продавались отдельно от рубах и пристёгивались к ним по мере необходимости. Стирались, гладились и крахмалились эти детали отдельно от рубашек. Часть свободомыслящих горожан носили в ту пору национальные одежды: косоворотки и вышиванки, чем подчёркивали свою близость к народу.

Военным и чиновникам с выбором костюмов было легко – в форменной одежде они находились практически двадцать четыре часа в сутки. Рассказывают, что крымская война оказала серьёзное влияние на моду и военную и гражданскую. Как только имперские войска перешли Дунай, выяснилось, что армия не готова к жаркому климату. В форменных мундирах и шароварах из сукна было невыносимо жарко. Солдаты просто скинули свои кители, а офицеры перешли на полотняную форму. Когда же пришла зима и войска под Плевной начали замерзать, напротив сказалась нехватка тёплых вещей. Головные уборы шили кто из чего мог, а восточные ковры, которые реквизировали у местных жителей, раскраивали на тёплые рукавицы. На ноги наматывали куски ткани, платки, кожу. Вместо форменных шаровар надевали гражданские войлочные штаны, а самые везучие реквизировали у иностранных военных и волонтёров кожаные пальто и куртки, которых не было на вооружении российской армии. Вернувшиеся с фронта воины принесли с собой моду на кожаные куртки, которая жива до сих пор.

Не только одежда, но и борода реально помогала спастись от жестокого балканского холода. И солдаты и офицеры отращивали бороды и бакенбарды. После окончания войны многие вопреки воинскому уставу отказывались сбривать бороду и носили её как отличительный знак участника боёв. Портные, держа нос по ветру, начали выдавать на модный рынок вещи, скопированные с формы генералов – участников военной кампании. Брадобреи предлагали формы бород и усов, какие в те годы носили крупные военачальники.

Военная тема плотно входила в модный мир. Известный историк костюма Ольга Хорошилова писала: «То, что творилось тогда в обществе, сложно описать. Портные чувствовали себя почти генштабистами. Вчитываясь в сводки с театра военных действий, они склонялись над чертежами и водили карандашами, планируя направление вышивки, блистательный охват талии и окружение горловины в полном соответствии со стратегическим планом… Cоздали целую галерею модных новинок — манто „Черняев“, пальто „Эдинбург“ и „Гурко“; самой популярной была, пожалуй, шубка „Скобелев“, о которой писали: „Она из сукна вроде барашка цвета беж, с опушкой из балканской лисицы. Аграмантовые застежки цвета беж с примесью белокурого бисера замыкают одежду на груди». Вместе с этим в моду вошли и народные образы «освобождённых» народов. Появились пальто «болгарка», «сербинка», «черногорка», костюмы и платья с восточноевропейской вышивкой.

К началу двадцатого века тем бород исчезла, зато тема усов плотно заняла своё место на лице среднего николаевца. Стоит только поглядеть на залихватски закрученные вверх усы и усищи военных и гражданских франтов на николаевских фотографиях.

Из головных уборов чаще всего встречаются на фотографиях военные и гимназические фуражки, летние канотье, зимние «боярские» шапки, «пирожки» из каракуля или бобра, дорогие ушанки. Шубы чаще всего меховые, крытые сукном с пушистыми или каракулевыми воротниками.

Николаевский франт мог пошить себе фрак или визитку у – к примеру – «мужеского портного Райкина», который принимал всевозможные заказы в доме № 43 по улице Глазенаповской «за умеренную цену». Или обратиться к мастеру Теплицкому на углу Большой Морской и Московской в доме Компанцева. Тот принимал «со своим материалом и без оного, исполняя аккуратно». Всем нашим «женихам» было известно, что А.Шпиц с улицы Севастопольской был высокий специалист «военных и штатских брюк и жилетов». Самые богатые франты следили за картинками свежих журналов из Европы, но угнаться за модой в то время было не сложно. Костюм (особенно мужской) менялся медленно, изменялись лишь малые детали. Потому костюм десятилетней давности не выглядел нелепым, а его обладатель не казался смешным ретроградом. Гораздо чаще необходимо было обновлять дополнительные элементы: рубахи, галстуки, булавки, портсигары и часы. Это было не по карману среднего жителя рабочего южного города.

Ну и конечно самым главным аксессуаром настоящего николаевского жениха были ордена и медали, надеваемые на все торжественные случаи. В военно-промышленном городе, каким был Николаев в начале прошлого века, кавалеров боевых и гражданских наград было достаточно много. Частые военные кампании, добросовестное служение начальству – за всё была положена медаль или орден.

Прошли годы. Изменилась мода. Мужская меньше, женская больше. Но не изменились николаевские «женихи». Они такие же, какими были сотню лет назад. Подстать самым красивым невестам мира.

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»

Отмечено