Две фотографии из одного музея

Самое ценное в работе любого Homo Scriptoris (Человек Пишущий) – это обратная связь. Всегда приятно, когда выход статьи или книги побуждает читателя вспомнить свою личную историю и передать её для публикации. Наличие в медийном пространстве рубрики «история с фотографией» чаще всего работает следующим образом: автору рубрики приносят интересные фотографии, сделанные в знаковые для истории города моменты, и ему (автору) остаётся только включить диктофон и записать бесценные рассказы участников и очевидцев событий.

— Анна Петровна, что это за фотографии? – я сижу напротив Анны Демьяненко, заслуженного работника культуры Украины. Педагог, партийный работник, руководитель клубных учреждений, директор государственного художественного музея имени В.Верещагина (80-90-е годы прошлого столетия) – красивая, богатая биография. Есть о чём рассказать и формально, и не формально без диктофона.

— На первой фотографии, сделанной 28 марта 1986 года момент открытия нового здания музея имени Верещагина.
— Ровно тридцать лет назад?
— День в день практически! Это было особое время в истории музея. В руках у меня символический ключ от нового дома. Его мне вручил представитель генподрядчика Арензон Яков Владимирович.

Восьмидесятые, девяностые. Такие разные и такие схожие десятилетия. Застойные, стагнационные, коммунистические (или никогда такими не бывшие), перестроечные, переломные, бандитские, приватизационные… Перетекающие друг в друга, берущие начало одно в другом и продолжающие основные негативные тенденции. Интересные годы для тех, кто выжил.

Вначале 80-х годов художественный музей уже имел за плечами почти семидесятилетнюю историю своего существования. Сухая хроника истории известна по огромному количеству публикаций. Музей открылся 6 июня 1914 года через десять лет после гибели Верещагина. Для хранения и демонстрации картин, а также иных произведений искусств малых форм, правительственным распоряжением было выделено здание на центральной (Соборной) площади Николаева – так называемая Гауптвахта. Это «трехобъёмное» здание – центральный двухэтажный корпус и два боковых одноэтажных крыла со сквозной колоннадой, укрытой двухскатной крышей –было сооружено в 1793 году. Авторство строения приписывается архитектору Старову, а изначальным владельцем числился Магистрат – орган, занимавшийся городским хозяйством в то время. Здание было разрушено (скорее всего, оно рассыпалось, не выдержав огромного количествахозяев, перестроек и реконструкций) в 1936 году.

К этому времени музей уже переехал в иное помещение: реквизированный костёл св.Иосифа, стоящий до сего дня на пересечении улиц Декабристов и адмирала Макарова (Глазенаповская угол Католической). В самом начале 1941 года музей вновь переехал. Новый адрес звучал так: Спасская, дом 34. До нашего времени это здание не дожило, как и огромная часть коллекции, которая была уничтожена и разграблена в годы Второй мировой войны и нацистской оккупации Николаева.От того времени сохранилось лишь два десятка картин, шестнадцать скульптур и тридцать четыре мебельных экспоната. Всё это богатство составило основу новой коллекции, которая ютилась до середины восьмидесятых годов в небольшом «псевдобарочном» здании, принадлежавшем до революции купцу, члену финансовой комиссии городской Думы, Авраамову Николаю Разумниковичу (Спасская, 22\2, телефон 1-11).

Вот по этому адресу – Свердлова (бывшая Спасская), дом 22 – и приходили в течение сорока с лишним лет тысячи жителей и гостей закрытого от иностранцев «города N» в надежде прикоснуться к высокому изобразительному искусству. За это время была собрана интереснейшая коллекция, большинство которой невозможно было продемонстрировать по причине отсутствия достаточного количества экспозиционных площадей.

В 1981 году «завершающим аккордом в застройке центра города и создания ансамбля площади имени Ленина» стало открытие девятиэтажного административного здания облисполкома, построенного на месте старого зоопарка-аквариума. «Монументальные и в то же время простые формы» вместили всех работников исполнительной власти, тем самым освободив замечательное старинное помещение, расположенное в «банковско-коммерческом квартале» старого Николаева – участок улицы Большая Морская, между Пушкинской и Фалеевской. С чётной стороны находились: Николаевские отделения Русского для внешней торговли и Бессарабско-Таврического земельного банков, страховое общество «Саламандра» и Почтово-телеграфное отделение при Биржевом комитете. Напротив, посередине квартала в первом десятилетии двадцатого века было построено здание в неоклассическом стиле. В нёмсразу разместилось Николаевское агентство второго Российского страхового общества. Большая Морская, 47.

— В этом доме был и штаб Сивашской дивизии, и исполком, который потом переехал в новое помещение, — Анна Петровна Демьяненко знает историю здания наизусть. – Здание только планировалось освобождать в 1980 году, а за него уже шла борьба. Его хотел забрать себе горисполком. Но решающее слово было за первым секретарем обкома партии Владимиром Васляевым. И тогда Иван Максимович Канаев (председатель исполкома), прислушался к просьбам музейных работникови общественности, и уступил помещение музею. Он тоже понимал, что в старом помещении на Свердлова, рядом с художественной школой, музею уже невозможно существовать.

Три года процесс передачи происходил только «на бумаге»: готовились документы, сметы. Здание подготавливалось к реконструкции, которая подразумевала не только ремонтные работы, но и изменение функционального назначения. Сугубо административное здание необходимо было превратить в музейный центр с одновременным признанием строения памятником архитектуры местного значения.

— В 1983 году процессы «разморозились». Я тогда работала в парткоме. Юрий Васильевич Попович, заведующий отделом пропаганды и агитации обкома партии, предложил мне принять музей. К этому моменту я уже имела опыт работы директором дома культуры профтехобразования.

В те годы отказываться от подобных предложений было не принято. После того, как «партия тебе доверила какой-либо пост» ты мог либо с радостью на лице принять вызов судьбы, либо навсегда быть вычеркнутым из партийно-хозяйственной номенклатуры.

— Само строительство музея в двух словах не опишешь. Я могу сказать лишь одно: восемьдесят шесть организаций было задействовано в обеспечении этого ремонта-реконструкции: проектные, строительные, реставрационные, мебельные предприятия, камнетёсы, мастера спецоборудования.Это длилось два с половиной года. Своеобразный рекорд! Никто ещё такой объём в столь короткие сроки не выполнял. Что сказать? Это несколько тысяч квадратных метров только по плоскости, а ещё ведь и стены, и потолки, и фасады, крыша, спецмонтаж,системы отопления…Тогда сделали всё по последнему слову техники,с применением новейших идей.

В эти же годы в Очакове открывается музей маринистической живописи имени Судковского (1982 год). В Вознесенске начато фактически новое строительство музея известного книжного иллюстратора и графика Евгения Кибрика, как отдела областного музея имени Верещагина, введённого в строй в 1985 году.

С одной стороны страна не жалела средств и народных сил на строительство социальных и культурных объектов, а с другой стороны всё это проходило в условиях жесткой плановой системы, с её фондами, лимитами, бюрократической системы согласований и утверждений, которые отнимали массу времени и сил. Само собой, что во время проведения реконструкции необходимо было неоднократно вносить изменения в утверждённый проект. Часто на то были причины технические, а иногда и творческие. Так, руководством музея было принято решение отказаться от сооружения лекционного зала, как обязательного элемента любого заведения культуры. Вместо этого впервые в Украине была построенахудожественно-музыкальная гостиная, которая работает до сегодняшнего дня. Именно там можно получить эстетическое наслаждение от соприкосновения визуального искусства с музыкальным и поэтическим творчеством. К слову сказать, камин, который находится в гостиной,за одну ночь был разобран и перенесён из особняка Авраамова в новый музейный дом.

Реконструкция длилась двадцать девять месяцев. На все работы было затрачено более одного миллиона советских рублей. Музей в новом здании открылся в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков 28 марта 1986 года в 15.00. Ровно тридцать лет назад. Экспозиционная площадь увеличилась в десятки раз по сравнению со старым зданием. На фотографии запечатлена Анна Петровна Демьяненко с символическим ключом в руках. За её спиной партийно-хозяйственный актив Николаева и области. Крайний слева –Иван Грицай, который через несколько лет после этого события станет председателем облисполкома. А рядом Юрий Васильевич Попович, который в тот момент был заместителем председателя облисполкома.

— А вторая фотография?
— Она была сделана спустя пять лет, осенью 1991 года. Это одна из самых интересных и запомнившихся горожанам концептуальных выставок нового формата. Все подобные проекты в те годы велись научным сотрудником музея Еленой Болдусевой. Этот снимок сделан на уникальной выставке «Город, которого нет…». Тогда мы впервые собрали работы, на которых были запечатлены утраченные здания и целые районы Николаева. Которых уже не было к началу девяностых годов.

В основном было представлено старшее поколение художников: те, кто застал эти уголки ещё нетронутыми. Юрий Стешин (лауреат Шевченковской премии), Александр Махервакс и другие. В центре снимка – заслуженный деятель искусств Украины, «Горожанин года», художник, скульптор Иван Булавицкий. На выставке были его литографии «Прощание со старым зоопарком», выполненные по натурным рисункам. Это именно тот зоосад-аквариум, на месте которого было выстроена «коробочная» девятиэтажка, в которую переехал облисполком, освободив историческое здание для художественного музея.

— Но у выставки было и второе название. Его меня вынудили дать обстоятельства. Дело в том, что узнав о концепции проекта, партийные органы обвинили меня в очернительстве городского руководства. Мол, я показываю, как власть уничтожаютгород. И тогда, видя такие настроения, я приняла решение дать выставке название «Ностальгия». Показать, как мы грустим по старому городу, помним и любим его таким, каким он был, есть и будет.

Концепция выставки заключалась в попытке сохранить то немногое, историческое, что ещё оставалось на тот момент. Это была поддержка настоящим энтузиастам, которые из последних сил противостояли разрушению памятников архитектуры. Это был и призыв к руководству города обратить внимание на то, что ещё можно было в те годы спасти.

«Включены в экспозицию выставки и фотографии старого Николаева. Причем старые фотоснимки большого формата сопровождаются фотографиями этого же места или памятника в современном виде. Особый интерес вызывают фотографии жителей города 1900-1950-х годов. Кто-то узнаёт своих родственников, друзей, знакомых, а кто-то всмотревшись в их такие чистые, ясные лица, спросит себя: все ли сделано, чтобы история варварского уничтожения неповторимого облика города не повторилась больше нигде и никогда?».

Этот текст, напечатанный в газете двадцатипятилетней давности, не утратил своей актуальности и по сей день. И ответ на последний вопрос, к сожалению, один – «нет, мы сделали далеко не всё!»

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»

Отмечено