Кто вы, братья Паннетье?

Виртуальный музей Николаева на самом деле не такой уж и виртуальный. Большая часть экспонатов этого музея существует в реальности и их, соблюдая определённые правила, можно даже взять в руки и внимательно рассмотреть. В Интернет-версию музея эти уникальные предметы (точнее говоря их виртуальные изображения) попадают разными дорогами. Чаще всего сценарий такой: раздаётся звонок от знакомого человека.

— Привет, у меня есть кое-что для тебя и для посетителей твоего музея.

Я приезжаю на встречу с Вячеславом Николаевичем Поярковым, человеком не равнодушным к истории Николаева. Когда-то он уже передал в виртуальный музей Николаева десять открыток, адресованных Ольге и Владимиру Рюминым (см. «Вечерний Николаев» № 26, 10 марта 2016 г., «Десять открыток»). И вот ещё один (надеюсь не последний!) подарок. Небольшая пачка старинных почтовых отправлений «открытое письмо», полученных госпожой А.Паннетье и Его Высокоблагородием, господином инженером судостроительного завода К.Паннетье с 1905 по 1911 годы.

— Спасибо. Кто эти люди? – спрашиваю Пояркова.
— А это теперь тебе предстоит узнать. Открытки твои.
— Что с меня причитается?
— С тебя отчёт о том, что ты разузнаешь.

Раскладываю открытки веером, читаю рукописные послания. Одно на французском, второе на английском, остальные на русском языке. Отправлены из Германии, Франции, России. Информации в текстах немного. Интересно, кто эти люди? Где-то мне уже встречалась фамилия Паннетье… Не могу вспомнить где. Интернет – мировой разум и хранилище информации – выдаёт сведения моментально. Клод Паннетье – французский генерал (начало XIX века), Франсуа Паннетье – французский адмирал (конец XVII века). Оба не те Паннетье.

 

Ищем дальше. И вот он! Есть в мировой сети кое-что и о нашем адресате. «Паннетье Карл Андрианович (1877, г. Таганрог, — 1931, г. Николаев), старший инженер судостроительного отдела завода им. А. Марти (сегодня ЧСЗ). Француз. В ноябре 1930 арестован николаевским городским отделением ГПУ «за участие в шпионско-диверсионной вредительской организации». В июне 1931 года приговорён к высшей мере наказания. На основании заключения УКГБ УССР по Николаевской области, определением Военного трибунала Одесского военного округа от 11.10.1960 постановление 1931 в отношении Карла Паннетье отменено за отсутствием состава преступления. Родственники Карла Паннетье не установлены».

Только теперь я вспомнил, где уже встречал столь редкую для Николаева фамилию! Во время работы над статьёй о приговорённом к расстрелу николаевском педагоге и кораблестроителе Александре Смирнове («Вечерний Николаев» №114, 13 октября 2015 года, «Шпион, который всё выдумал»), я внимательно изучал материал Сергея Сергеевича Макарчука «Справа англійскої розвідувальної мережі «Ллойд» (серия книг «Реабилитированные историей», том четвёртый). Во время своего первого ареста Смирнов проходил по одному делу с нашим адресатом. И вместе ещё с десятком другим обвиняемых был приговорён к высшей мере наказания. Только Смирнову и ещё нескольким участникам «заговора» расстрел был заменён десятью годами тюрьмы, а Паннетье был расстрелян в 1931 году.

Итак, в чём же заключалось «сшитое» на таганрогского француза дело? В 1930 году в Николаеве особым отделом 15 дивизии и городским отделом ГПУ была раскрыта и ликвидирована (в том числе и физически) шпионско-вредительская и диверсионно-контрреволюционная организация, созданная на территории СССР. В поле зрения «вредителей» были: Москва, Севастополь, Донбасс, Ленинград, Одесса и Николаев. Английские сюрвейеры (агенты компании, осуществляющие осмотр имущества на предмет его классификации) – а на самом деле по версии следствия разведчики – Кокс, Гельер, Барр, Топинг и другие «тёмные» личности прибыли в Советский Союз в период с 1926 по 1930 годы с официальной миссией наблюдения за постройкой судов коммерческого флота. Это происходило согласно договорённостям с крупнейшим в мире классификационным обществом «Регистр Ллойда» (Lloyds Register of Shipping) по вопросу вывода продукции советского судостроения на международную бизнес-арену.

По делу «Ллойда» прошло более двухсот человек. Эта операция ГПУ считается одной из самых крупных не только на территории Украины, но и во всём СССР. Девятнадцать томов по триста страниц каждый, пятнадцать осужденных, девяносто взятых на учёт без применений репрессивных методов. По распоряжению главы ГПУ УССР В.Балицкого обвинительный материал по делу шпионов из английской разведки Secret Intelligence Service (SIS) (центральный орган по координации разведывательных служб) был издан в форме отдельной книги.

Задержанных обвиняли в том, что они намеревались организовать сопротивление советскому режиму на военно-морском флоте путём «создания трудностей тактико-стратегического характера», деморализовать личный состав и подготовить переход его на сторону противника с присоединением к действующему флоту потенциальных интервентов. Большинство обвиняемых (как это было «модно» в те годы) оказались стародворянского и буржуазного происхождения, были в прошлом офицерами царского флота, учились за границей российской империи, имели иностранное происхождение. Все они занимали достаточно высокие должности в судостроительной отрасли молодой страны советов.

Вот некоторые имена из «расстрельного» списка. Фехтель Эдгард – немец, главный инженер нефтяного флота СССР, Прохоров Алексей – технический директор судостроительного завода имени 61 Коммунара, Орлов Леонид – технический директор судостроительного завода имени Андре Марти, Санчурский-Смирнов Михаил – начальник техотдела николаевского военного порта, Паннетье Карл – француз, старший инженер судостроительного завода (да, это наш Карл!), Лапотников Сергей – технический директор завода имени 61 Коммунара, Смирнов Александр (тот самый, о котором я писал ранее) – начальник судостроительной технической конторы завода имени Андре Марти, Соколов Пётр – главный инженер нефтесиндиката в Москве, Корчагин Григорий – начальник техотдела судостроительного завода имени 61 Коммунара, Зайцев Григорий – наблюдатель Регистра СССР, Бергольц Эгон – второй помощник капитана теплохода «Азнефть», Жоржолиани Василий – старший помощник капитана теплохода «Союзнефть», Иванов Сергей – старший лекарь 44 полка 15 дивизии, расквартированной в Николаеве…

Как рассказали нам открытки, господин инженер Карл Паннетье в 1905 году трудился в Николаеве. Жил на улице Рождественской в доме 14, работал на судостроительном заводе в конторе и чертёжной дока. В это время его мать А.Паннетье жила в Севастополе. Брат Карла Паннетье Александр писал матери из Петербурга.

«9 ноября 1905 года. Севастополь, госпоже А.Паннетье, угол Почтовой и Ремесленной ул. Дом № 45. Дорогая мама. Письмо твоё получил после того как послал тебе. Надеюсь, ты его уже получила, прошу за меня не беспокоиться. Я здоров. Шлю привет и добрые пожелания. Твой сын Alex». Свою корреспонденцию даже на русском языке Александр подписывал иноязычной вариацией «Alex».

«Митвайда, Германия. 11.09.1908 г. Дорогая мама. Письмо твоё получил, но, к сожалению, не имею теперь времени сильно расписываться – боюсь терять время, потому что через десять дней у меня экзамены. Карлу я напишу, вероятно, завтра. Тем более что мне к нему есть дело. За меня прошу не беспокоиться. Я вполне здоров и хворать не собираюсь. Тем более что усиленное занятие на меня не особенно отзывается, как будто я к этому попривык. Будь здорова. Целую тебя. Твой сын Alex». Почти в это же время в техникуме города Митвайда (Германия, Саксония) учился приёмный сын николаевского инженера Рюмина.

Что нам удалось узнать об Александре Андриановиче Паннетье? Родился в 1878 году в Таганроге. Учился на инженера. Работал в Ревеле (Таллинн) на судостроительном заводе. Был активным участником белогвардейского движения. После окончательной победы большевиков бежал из России в Аргентину, где и окончил свою жизнь (Буэнос-Айрес, 26.09.1929 года). Но это будет много позже, а пока что младший брат шлёт старшему видовые открытки. «Дрезден. Причал для пароходов. 17 октября 1911 года. Господину К.Паннетье. Завод Крейтона и К. Малая Охта. С.Петербург. «8 часов утра. Дорогой Карл. Прибыл благополучно. Осмотрю наскоро выставку и вечером двинусь дальше. Поклон всем. Жму руку. Твой Alex».

Карл Паннетье к этому времени уже покинул Николаев. Он работал в Охтенском адмиралтействе, которое отошло в безвозмездную аренду акционерному обществу «В. Крейтон и К°» с обязательством переоборудовать завод и оставить по истечению срока аренды все постройки в пользу морского ведомства. Но завод Крейтона закрылся раньше времени (в 1913 году) вследствие отсутствия заказов и неудавшейся конкуренции на линии постройки миноносцев.

А кто же такой Павел (Paul как написано в открытке Александра)? Это ещё один брат в семье Паннетье. В 1905 году Павел писал Карлу из Берлина по адресу: Николаев, Рождественская № 18 г-ну Паннетье. На открытке с видами города выцветшая чернильная надпись: «Шлю тебе. А также передай жене и твоим детям мой искренний привет. П.Паннетье. Страшно устал от дороги».

В 1906 году Павел находился во Франции вероятно в качестве военного. Вот его открытка, отправленная из муниципалитета городка Нев-Мезон, находящегося на Востоке страны. «Neuves-maisons. 05.07.1906. Николаев, Судостроительный завод, г-ну Паннетье. Вместо парада и трёхдневного отдыха по случаю национального праздника нас тринадцатого ночью послали на усмирение забастовщиков на фабрики, которые изображены на карточке в пятнадцати верстах от Нанси. Пока всё спокойно. Карл, если у тебя найдётся минимум три рубля, будь добр пришли в простом письме. Уплативши долги, у меня почти ничего не осталось от твоих 20 франков. Твой брат П.Паннетье». Несоответствие в датах (письмо отправлено 5 июля, а речь идёт о 14 июля – национальном празднике французов, Дне взятия Бастилии) это следствие разницы в календарях Европы и дореволюционной России.

В виртуальном музее Николаева хранятся реальные доказательства жизни и смерти реальных людей. Настоящие человеческие трагедии маленькими мозаичными элементами вписаны в общую страшную картину человеческой (а чаще всего нечеловеческой) истории. Облачные технологии хранят отпечатки сломанных судеб и уничтоженных поколений.

«3 июля 1931 г. г. Николаев. В присутствии городского прокурора Гомона приведён в исполнение приговор в отношении граждан: Фехтеля Эдгарда Эдуардовича, Паннетье Карла Андриановича. Исполнители: Гитлер, Божков, Турбовский. Время: 24-00. Трупы похоронены в одежде на кладбище и следов могилы не оставлено».

Все открытки Паннетье:

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»

Отмечено ,