1917-1918 гг. часть третья (попытка каталогизации)
Продолжая тему систематизации и изучения почтовых открыток (иначе – «открытых писем») с видами Николаева, мы пересекаем рубеж, именуемый «революции семнадцатого года и гражданская война». Само собой, любому обществу в подобные страшные времена не до филокартии. Известно лишь несколько разновидностей открытых писем, выпущенных в эти годы частными неизвестными издателями из Николаева. Датировать выпуск можно только по фронтальным надписям, сделанным на смеси дореформенного русского языка и «нового» правописания. К примеру, «ъ» после слова «Николаев» уже не пишется, но ещё присутствует в словах старое «і». Вероятнее всего изготовлены эти открытки в конце восемнадцатого начале девятнадцатого года. Известны изображения «Мариинской женской гимназии» и «Николаевского элеватора».
В первые годы существования открыток основными способами печати были: литография (монохромная и цветная), фототипия (или коллотипия), фотохромный процесс и фотогравюра. Но появление в открытом доступе и продаже бромистой фотобумаги сделало процесс печати открыток доступным каждому серьёзному фотолюбителю или владельцу фотосалона. В Николаеве так называемые «реальные» открытки («real photo») появились к началу первой мировой войны. Изображение с негатива переносилось на фотобумагу размером с обычную открытку, на оборотной стороне которой уже был заранее отпечатан бланк почтового отправления и линейки для написания адреса и наклеивания марок.
Массово фотографические открытки с видами Николаева выпускались в период присутствия в городе немецко-австрийских войск (март 1918 – март 1919 гг). Печатались они с оригинальных негативов, сделанных самими иностранными военными. Свежий взгляд зарубежного фото-мастера запечатлел для потомков много интересных видов и городских сюжетов. Хотя глаз «пришельцев» останавливался, прежде всего, на известных памятниках и зданиях. Давайте же рассмотрим внимательно эти снимки. Вот две открытки, на которых зафиксирована выгрузка немецких войск в морском порту с борта парохода «Корковадо» весной 1918 года. Солдаты, лошади, грузы и выложенный грубой николаевской брусчаткой причал порта. У причальной стенки огромный чёрный пароход с надписью на борту.
«Рынок в Николаеве» — так называется ещё одна достаточно редкая открытка 1918 года. Отчётливо виден двухэтажный дом с магазинной вывеской «Мебель и зеркала», находившийся на пересечении Херсонской и Соборной. От задней стенки трамвайной подстанции начинается длинная очередь из телег и дрожек, ожидающих своих пассажиров. Извозчики (кто в фуражках, а кто и по старинке в цилиндре) собрались в кучу и гутарят о своих проблемах, точно также как это делают сегодня водители николаевских маршрутных такси на конечных остановках.
А вот ещё несколько интересных сюжетов. Гостиница «Лондонская», сохранилась на фото-открытках в окружении брустверов сложенных из мешков с песков. А внутри фортификационных мини-ограждений немецкие солдаты в касках. И рядом – гуляющие вокруг штаба иностранных войск праздные николаевцы.
На следующей открытке два оккупанта на рынке. Стоят возле лотка с «кровянкой». На столе штабелями выложены колечки чёрной колбасы. Унылые солдаты (один с винтовкой и штыком, второй только с холодным оружием) торгуются с продавщицей. Идущий мимо усатый николаевец с буханкой хлеба под мышкой, насуплено смотрит на спины солдат. Вдали видны дрожки с кучером. На голове белобородого благообразного извозчика кавказская папаха. Большую часть экспозиции занимает кривая николаевская брусчатка выложенная традиционным для нашего города «диким» рисунком.
Судя по надписям на лицевой стороне, были и ещё открытки, сделанные этими же мастерами.
Четыре открытки (вероятно, их было и больше) представляют собой часть одной серии. На лицевой стороне в нижнем углу белые надписи и нумерация (L100, L104, L105, L106). Все эти открытки напечатаны на маркированной фото-бумаге с типографской надписью «MaxUhlmann. Photogr, Chemnitz, Rudolfstr.61». Надо понимать, что эта бумага приехала в Николаев вместе с группой войск. Был ли здесь сам «издатель» Макс Ульман, доподлинно не известно.
На первой открытке изображён момент загрузки на корабль древесины и других товаров. На переднем плане трое: морской офицер в фуражке с белым верхом и стеком в руках, офицер в полевой форме с наградами на кителе и с саблей. Рядом с ними солидная дама в головном уборе медицинского работника. Она опирается на длинную трость. Вторая открытка с панорамным видом на судостроительную гаваньв районе Ингула (Адмиралтейство). На втором плане виден броненосец у причальной стенки, а вдали строения морского госпиталя.
На двух других открытках этой серии мы видим разные ракурсы одного и того же памятника адмиралу Грейгу. Вокруг постамента иностранные солдаты с оружием и в касках, груды земли с камнями в качестве защитных сооружений для стрельбы из положения лёжа, пушка и вездесущие николаевские мальчишки, которые способны своими удивлёнными лицами украсить любой кадр. Примечательно (а скорее – весело), что вкопанные дулом вниз старинные пушки, которыми окружён памятник Грейгу, плотно оклеены бумажными обрывками. Точно как сегодня все николаевские столбы и заборы. Единственная разница в том, что в 1918 году это были,скорее всего, не рекламные объявления, а политические прокламации, приказы или обращения к народу.
На следующих двух открытках неизвестных (но разных, что видно по характеру отпечатков и различной структуре бумаги) фото-мастеров мы видим тот же излюбленный памятник Грейгу, а вокруг него заграждения из колючей проволоки. Рядом несколько тяжёлых орудий, направленных в сторону рынка на улице Херсонской. На одной из открыток в углу размещён знак автора. Это герб в виде щита с переплетающими буквами S.A.R и маленькая G с точкой.
Самая большая серия фото-открыток (двадцать пять штук) очень хорошо описана. Кроме того имя фотографа и издателя дошло до наших дней. Это стало возможным благодаря найденной не так давно книге «Николаев – последний форпост немецких войск на Чёрном море».
В конце уникального издания 1919 года с множеством фотографий и иллюстраций, размещено рекламное объявление, которое проливает свет на вопрос авторства фото-открыток. «
Как бывший служащий 415-го пехотного полка, я рекомендую всем бывшим служащим черноморских войск около пятидесяти фотографий по интересующим их мотивам, в двух сериях. Серия 1: Мотивы из Николаева, 25 видов – 11,4 марок. Серия 2: Мотивы из морской поездки, 24 вида – 11 марок. Исполнение в бромистом серебре. Кроме того: фотографии из Франции, Бельгии, Румынии и Украины. Напечатанные списки отдельных фотографий будут пересылаться заинтересованным лицам пол желанию. А.Херлих, Дрезден А.19, Киффхойзер».
Кроме этой темы, фотограф А.Херлих предлагает своим однополчанам и фотоальбом «От Буга до Эльбы», содержащий фотографии с видами Одессы, Константинополя, Гибралтара, морские панорамы большого размера.
К этому альбому написал предисловие Вальтер Фест, автор книги «Николаев – последний форпост». Планируемая цена альбома – 5,5 марок.
Понятное дело, что нас в данном контексте больше интересует набор под условным названием «Мотивы из Николаева».Большинство этих открыток хорошо известно и коллекционерам и краеведам. Отпечатаны они были уже в Германии в достаточном количестве и прекрасно сохранились до наших дней. Примечательно, но не найдено ни одной открытки из этой серии, которая прошла бы почту. А действительно – куда было их посылать немецким солдатам, которые получили этот комплект,по возвращению на родину? Все открытки отпечатаны на бромистой бумаге. На обороте чернильным штампом оттиснуто название сюжета с обязательной припиской «Nikoleijew», именно так, с опечаткой, через «е».
Мы знаем двадцати три из двадцати пяти объявленных открыток: русская церковь, обсерватория, католическая церковь, солдатский клуб (гостиница «Лондонская»), Варваровка (мост), немецкое правительство (здание Мариинской гимназии), морские казармы, элеватор, театр, евангелическая церковь, вокзал, верфь, памятник героям войны 1812 года, кладбище, два вида порта, гауптвахта, памятник адмиралу Грейгу, рынок вид сверху, рынок на Соборной, деньги имевшие хождение на территории города, здание Думы, улица Соборная. Две открытки на сегодняшний день пока не идентифицированы как часть этого комплектаИзвестно несколько фото-открыток, отпечатанных непосредственно в Николаеве немецкими военными в течение 1918 года. Вот две из них.
Они были отправлены из нашего города в том же году и прекрасно сохранились до наших дней. На них излюбленные сюжеты всех фотографов: памятники Грейгу и героям войны 1812 года.
Кроме серийных открыток были и разовые оттиски на разлинованной с обратной стороны фотобумаге. На них изображены и виды города, и руины гражданской войны, и парады, и солдаты с офицерами, которые вероятно и были заказчиками этих снимков.
На двух рисованных открытках мне хочется остановиться отдельно. Сюжеты обеих выполнены немецкими художниками. На первой открытке изображено солдатское кладбище в Николаеве. В книге Вальтера Феста указан автор рисунка. Этот набросок пером «выполнен сестрой Е.Хансен». На картинке эскизный проект мемориального комплекса с могильными крестами. Этот мемориал был построен руками немецких солдат на территории нового русского кладбища. Был изготовлен памятник высотой пять метров из ракушечного известняка, заложено озеленение участка. Расходы по строительству частично взяли на себя немецкие колонисты. Кроме того по решению солдатского совета на эти работы было выделено три тысячи марок, полученных от продажи брошюры «Григорьевцы». При выводе войск также были переданы денежные средства немецкому консульству в Николаеве для расходов по дальнейшему уходу за кладбищем. Все деревянные кресты планировалось постепенно заменить на каменные. Заботу о могилах брал на себя пастор евангелической церкви Куфельд. Но после ухода немецко-австрийских войск жизнь и в стране, и в Николаеве в частности изменилась до неузнаваемости. Гражданская война, красный и белый терроры, установление большевистского режима – всё это ни в коей мере не способствовало сохранению памяти об этих днях. Немецкое военное кладбище было уничтожено.
Вторая рисованная открытка – настоящая редкость. Во-первых, она отпечатана не фото-способом, как большинство в то время, а в настоящей типографии. Во-вторых, она точно изготовлена в Николаеве весной 1918 года (апрель-май), поскольку 1 июня она уже была отправлена из города военной почтой. На лицевой стороне открытки тёмно-зелёной краской отпечатан графический рисунок, в некоторой степени повторяющий известный николаевский сюжет «Рождественский собор». Мы видим храм, расположенный на углу Рождественской и Потёмкинской, гуляющих гражданских людей и проезжающие дрожки с пассажиром и кучером. В левом верхнем углу надпись «Nikolajew», а в правом нижнем автограф автора в виде буквы W с точкой.
Существует также некоторое количество фотографических открыток, которые никак нельзя объединить в серии.
После революционных событий в филокартической жизни Николаева наступил долгий перерыв. Первые советские почтовые открытки появились только в середине двадцатых годов после появления в городе отделения всесоюзного общества «Долой неграмотность». Про открытки советского периода (до 1991 года) вы сможете прочитать в следующих статьях.
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»