Музыкальный фестиваль, который запомнили на десятилетия

Как провести музыкальный фестиваль так, чтобы его запомнили на десятилетия?

Интернет, всё-таки, великая сила. Стоило только выложить фотографию в сеть «мирового разума», как я тут же получил массу откликов и информации о людях, запечатлённых на ней, и о самом фестивале «Золотой парус».

 — Это «Гаудеамус»: Шура Семёнов, Серёжа Цыбань, Толя Михельсон, Вадик Ботнарюк, Вика Река.

— На фото не вся команда, не видно Сени Фрейдина, Бори Иванова, Лёни Шнейдериса, Гали Цыбань…

— Хорошо помню этот фестиваль – целую неделю город гудел. Как глоток свежего воздуха!

— Справа с гитарой мой отец!

— На месте Ботнарюка должен был быть я, но ушёл в армию в мае семьдесят первого…

— Руководил фестивалем Толя Росин.

— Нет, Шайкевич…

— Концерт был в ДК Моряков, а финал во Дворце Судостроителей. Билетов было не достать.

— Приехали ВИА «Смайл» (Киргизский Государственный Университет), «Ювентус» (Ужгородский Государственный Университет), «Бригантина» (Калининградский технический институт рыбной промышленности), Студенческий театр эстрадных миниатюр Горьковского ИИВТ. Победил ВИА «17 Молодых» из Свердловского горного института. Вторым был наш «Гаудеамус».

«Ничего себе», — подумал я. – «Студенческий фестиваль такого уровня и масштаба в практически закрытом рабочем городе в начале семидесятых. Как им удалось такое?». И поехал в гости к одному из участников группы «Гаудеамус» Анатолию Михельсону, чтобы разведать подробности.

— Студенческим клубом николаевского кораблестроительного института «Корабел» в конце шестидесятых руководил Анатолий Росин. В 1969 году после КВНа, на котором выступали все первые курсы, я познакомился с Анатолием Шайкевичем, будущим руководителем клуба и организатором фестиваля «Золотой парус».

Шайкевич стал автором идеи планируемого фестиваля. Он непосредственно был и его организатором, а участники музыкальной группы «Гаудеамус» активными членами оргкомитета. Студенческие коллективы весьма активно «гастролировали» по необъятной советской родине в то время и принимали участие в различных мероприятиях. «Гаудеамус» дважды был с концертами в Ленинграде, где дружеский ВУЗ (ЛКИ) проводил свой фестиваль «Весна на Лоцманской». Побывали музыканты и практически за границей – в Риге, по приглашению института инженеров гражданского воздушного флота.

На Всесоюзный фестиваль студенческой эстрады «Золотой парус» были приглашены музыкальные коллективы различных жанров. Из Свердловска, к примеру, приехал настоящий эстрадный оркестр, очень интересная была группа из Ужгорода.

— Ведущие музыканты у них в коллективе были венгры, они играли практически «западную» музыку, что очень привлекало зрителей. Оригинальный «роковый» ансамбль был из Каунаса. Практически «хард-рок». Кроме всего, они привезли с собой ещё и группу пантомимы под руководством Кястуса Адомайтиса.

Каждый участник фестиваля за время пребывания в Николаеве дал по полноценному сольному представлению. Для этих целей были задействованы раскрученные концертные площадки города тех лет: ДК Моряков, ДК Железнодорожников, зал НКИ. А во Дворце Судостроителей прошёл совместный финальный концерт с награждением лауреатов. Семнадцать коллективов представляло ВУЗы страны. Примечательно, что в составе оркестров и ВИА были только студенты.

Директор студенческого клуба «Корабел» Анатолий Шайкевич оказался человеком энергичным и изобретательным. Для того чтобы придать фестивальной идее весомость и повысить шансы на успех, Анатолий на этапе подготовки пригласил в оргкомитет дочку первого секретаря обкома партии Владимира Васляева, которая в те годы училась в НКИ. Васляев только что занял самый высокий руководящий пост в области и поднял студенческую инициативу на «партийно-хозяйственный уровень».

— Конечно, это помогло, безусловно. Поддержал идею фестиваля и ректор Виктор Степанов, который сам играл на саксофоне. Он активно помогал, потому что это уже приняло характер широкий, и обсуждалось даже на партийных комитетах. Весь город принимал участие.

Кроме партийных деятелей и представителей ректората в жюри вошла и известная журналистка областной газеты, которая после фестиваля написала подробный фестивальный отчёт. В статье «досталось» всем: и хозяевам, и гостям праздника. Особо не воспринимался «западный» стиль выступлений. Вопреки сложившимся правилам поведения на сцене (стоять неподвижно), студенты позволяли себе совершать движения под музыку. А Каунасские рокеры выдали такой (как бы сейчас сказали) «драйв», что молодёжь на их выступлениях ломала стулья. Напомню, шёл 1971 год, а город Николаев был надёжно сокрыт от проникновения иностранных разведчиков, а с ними и всех побегов тлетворной зарубежной культуры.

Рассказывают, что через некоторое время после фестиваля начались встречи музыкантов с «бдительными» товарищами из КГБ. Однажды комитетчикам не понравилось, что участница ансамбля исполнила песню на английском языке, в том время как в Москве было некоторое напряжение с английским дипкорпусом. А позже солиста «Гаудеамуса» Лёню Шнейдериса не пустили за рубеж на студенческую плавпрактику, так как сочли его песню на венгерском языке еврейской. Похвалили или нет «сверху» обком партии за поддержку фестиваля «Золотой парус» неизвестно, но подобных фестивалей эстрадной музыки в советское время в Николаеве уже не проводилось.

 

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»

Отмечено , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *