Николаевские открытки — 4

1920-40-е годы. Часть четвёртая (попытка каталогизации)

Подробная систематизация открыток с видами Николаева даёт внимательному читателю хорошую почву для изучения истории родного города и его достопримечательностей. Ранее в «Вечернем Николаеве» уже вышли статьи, в которых подробно описаны местные почтовые открытки, изданные в период с конца девятнадцатого века до времён окончания гражданской войны: № 60 от 2 Июня 2016 г., № 63от 9 Июня 2016 г. и № 68 от 23 Июня 2016 г. В сегодняшней статье речь пойдёт об открытках, изданных в 20-40-е годы прошлого века.

Начнём рассказ с почтовых отправлений, изготовленных традиционным типографским способом. В николаевской газете 1927 года вышла небольшая заметка со следующим текстом: «Выпуск открыток с видами Николаева. Обществом «Долой неграмотность» в последние дни выпущена серия почтовых открыток с видами Николаева. Открытки первой пачки изображают памятник Ленину, театр сада им.Петровского, Дворец Труда, Советскую улицу и т.д. Открытки сделаны очень тщательно. Они отпечатаны в местной типографии и по качеству и четкости не уступают работам крупных центров Союза». Открыток этой серии сохранилось катастрофически мало. Известно также, что кроме перечисленных, на одной из них было изображено здание бывшей городской думы, стоявшее вдоль улицы Адмиральская (на этом месте сегодня находится здание центрального почтамта). Это трёхэтажное изящное здание с колоннами в 1927 году было занято Окрисполком.

Не могу согласиться с автором заметки девяностолетней давности в том, что эти открытки были отпечатаны качественно и чётко. Плохая бумага, нерезкое изображение, тусклые краски – вот отличительные особенности первых николаевских открыток. На оборотной стороне написано «Склад издания О-во «Долой неграмотность», Николаев». В выходных данных указано «Окрлит 535. Тип. им. Ленина. 3873-5000». Открытки были изданы монохромные, отпечатанные коричневой краской.

Интересное слово – Окрлит, на нём стоит остановиться подробнее. В 1922 году на основании декрета Совета народных комиссаров было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит). Этому органу государственной машины предписывалось осуществлять цензуру всех печатных произведений (включая афиши, открытки, плакаты и т.д.) с целью защиты государственных секретов. В Николаевском округе эти функции осуществлял Окрлит, без визы которого из типографии не должны были выйти ни одна буква, ни один рисунок.  Само общество «Долой неграмотность» было создано при николаевском Наробразе и иначе называлось «Ликбез» (ликвидация безграмотности).

Под тем же номером Окрлита (№ 535)  была выпущена ещё одна серия открыток с теми же видами. Отпечатаны они были с таки же (низким!) качеством, но не коричневой краской, а серо-зелёной. Кроме упомянутых ранее видов в «зелёную» серию вошли: памятник Сиваша, дачи, окружной суд, яхт-клуб, переулок А, угол Плехановской и Советской, базар, обсерватория, почта, музей им.Верещагина, Сивашский сквер. Все подписи на открытках были выполнены на украинском языке, на месте издательства – сокращение «Г.Н.». По короткой стороне размещён текст: «Склеп видання Держвидавництво України. Миколаїв». Под «склепом» следует понимать не место захоронения умерших, а устаревшее название небольшого магазина, склада или лавки.

Государственное издательство Украины было представлено в Николаеве окружным оптово-розничным магазином по улице Советской, 10. Оно занималось поставкой учебников всех издательств СССР в школы, клубы, избы-читальни и библиотеки. Также издательство продавало канцелярские товары и учебные наглядные пособия «наивысшего качества и на исключительно льготных условиях», как было написано в рекламе тех лет. Кроме этого Госиздательство предлагало предприятиям и организациям множительную технику «Шклограф» (стеклограф). Этот копировальный аппарат (предшественник ротапринта) при помощи наносимой на матовое стекло клейкой жидкости мог делать некоторое количество дублей документа-оригинала.

Спустя короткое время «склад издания О-во «Долой неграмотность» выпустил новую серию открыток с видами Николаева. Качество было такое же, как и в первом выпуске. Цвет краски тот же – грязно-коричневый, местами бурый. Зато теперь на почтовых открытках появились: Музей Природы – Домпрос, Дом отдыха, Советская площадь, водолечебница им.Октябрьской революции, Аквариум, Советская угол Свердлова, Памятник Металлистов в саду им.Петровского, улица Декабристов, Аквариум (внутренний дворик), Фалеевка, Ленинградская гостиница, озеро в доме отдыха и внешний вид Бульвара.

Ленинградская гостиница
Ленинградская гостиница

Открытка «Ленинградская гостиница» сохранила до наших дней вид перекрёстка улиц Соборная и Потёмкинская с трамвайной развязкой и двухэтажным зданием Петроградской (Ленинградской) гостиницы. На её месте после Второй мировой войны была построена массивная «сталинка», первые этажи которой занимают сегодня магазины, кафе и круглосуточная аптека. Небольшие симпатичные старинные здания, которые видны на открытке левее гостиницы сохранились до наших дней в достаточно хорошем состоянии.

В 1931 году московским издательством Изогиз была выпущена серия николаевских открыток нового международного размера (10,5 на 14,8 см., немногим больше, чем было принято ранее). Эти почтовые отправления были напечатаны с новых негативов. Тема этого выпуска была в русле времени: индустриальный, развивающийся город сильной советской страны. «В каждом рисунке» — трудовой подвиг горожан. Вот список дошедших до нас открыток этой серии: «Новый элеватор», «Разгрузка турбин для Днепростроя с американского парохода», «Судостроительные верфи», «Караванный дворик в порту», «Советская улица», «Новая электростанция», «Городской сад», «Рабочая поликлиника», «Завод им. Марти. Постройка нефтеналивного судна «Союз горнорабочих СССР», «Памятник В.И.Ленину и историко-археологический музей на Советской площади». Всего было издано полтора десятка видов тиражом пятнадцать тысяч экземпляров каждый. Надписи на русском языке дублировались на немецком и английском языках. Все открытки были пронумерованы. Стоимость каждой из них была зафиксирована на уровне пяти копеек. Печатались они в типографии Гознака (Москва, Мытная, 17).

В эти же годы в Изогизе вышла ещё одна открытка с николаевским видом. Это был общий вид элеватора с реки Буг. Построенный новейший николаевский элеватор произвёл такое впечатление на всех, что издательство Первой чехословацкой республики также выпустило открытку с надписью на чешском и немецком языках: «Самый большой элеватор Европы в Николаеве. Чёрное море». Эта зеленоватая монохромная открытка представляет собой большую филокартическую редкость.

Дом Красной армии и флота
Дом Красной армии и флота

Фотографических («real photo») советских открыток с видами Николаева было выпущено до Второй мировой войны гораздо больше, чем типографских и изображения на них немного разнообразнее и интересней. Печатались они как большими столичными издательствами, так и мелкими кустарными мастерскими в Николаеве.

Фото-иллюстрационной фабрикой Государственного издательства «Мистецтво» (Киев, а позднее Харьков) были выпущены такие виды нашего города: памятник Ленину, парк культуры и отдыха, городской бульвар и Дом красной армии и флота. Последний вид особенно интересен. На нём изображён перекрёсток улиц Фалеевской и Большой Морской. Половину открытки занимает монументальное здание Санкт-Петербургского коммерческого банка, построенное в стиле неоклассицизма в 1909 году. Сверху на банке нарисованы буквы ДКАФ, что означает Дом красной армии и флота. Некоторое время (1931 -1937 гг.) в этом здании находилось учреждение культуры, обслуживавшее  военных и матросов.

Николаевские фото-кустари и одиночки, и организованные в артели не отставали от столичных профессионалов. Фото-открытки Николаева хорошо раскупались, а проконтролировать их содержание и тиражи не мог никакой Главлит. Мастерская потребкооперации «Червоний світопис» (позднее «Червона светопись») выпускало такой ассортимент: «Музей Верещагина», «Исполком», «Рабочий посёлок», «Сивашский сквер», «Театр им.Скрипника», «Археологический музей», «Радиостанция» (сегодня – здание шахматного клуба), «Дворец труда», «Клуб имени Свердлова», «Клуб водников», «Элеватор». Названия этих открыток позволяют нам чётко сориентироваться по времени их появления – начало тридцатых годов.

Областной кино-фото трест «Фото имени Парижской коммуны» вместе со своим филиалом №1 по улице Советской выпустил десятки разновидностей николаевских кустарных открыток. «Улица Карла Маркса и Городской Совет», «Главные ворота завода имени А.Марти», «Яхт-клуб» (несколько разновидностей), «Дом техники», «Улица Плехановская», «Памятник героям Сиваша», «Бульвар» и множество других. Благодаря этим фотографиям практически ручного производства мы можем подробно рассмотреть наш город, каким он был в конце двадцатых – начале тридцатых годов.

Памятник Героям Сиваша
Памятник Героям Сиваша

Редкая открытка с переделанным памятником героям войны 1812 года сохранила для нас его «большевистский» вариант. Вокруг стелы с новодельной звездой большевики установили четыре большие чугунные фигуры (красноармейцы, рабочий и крестьянин) со склонёнными в знак траура знамёнами. Вся композиция была обнесена невысокой оградкой кладбищенского типа, что не мешало желающим в любое время пробираться внутрь площадки и фотографироваться с монументом.

Во второй половине тридцатых годов прошлого века в СССР окончательно завершился перелом административно-хозяйственного уклада. В стране утвердилась тоталитарная система, которая охватила все стороны жизни государства и человека. Любые иные модели хозяйствования были уничтожены или вытеснены за правовые границы. Было полностью ликвидировано кустарное производство, которое снабжало население нехитрыми товарами народного потребления и простыми орудиями производства. Жизнь в стране и в городе стала иной. Советских открыток с изображениями Николаева конца тридцатых годов в собраниях коллекционеров нет. Вполне допускаю, что их могло не быть вовсе.

Годы фашистской оккупации также не способствовали активному выпуску видовых почтовых отправлений. Известно лишь две цветные открытки, выпущенные немецких рейхом в серии городов Украины. Это «Военное кладбище над Бугом» и «Слияние Буга и Ингула». До начала пятидесятых годов прошлого века более никаких филокартических произведений с видами нашего города не выпускалось.

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *