Николаевские открытки -2

1899-1916 гг. часть вторая (попытка каталогизации)

Начало

В 1906-08 годах Финкельштейн выпустил новую серию – более сорока разновидностей раскрашенных открыток. Интересные фотоснимки Базарной площади, среднего механико-технического училища, второй женской и мужской гимназий. И изюминка этого выпуска – открытка «Мещанская улица» с жителями города, стоящими по колено в воде. Это было традиционное (и до наших дней) наводнение на городской «канаве». В это же время под именем издателя выходили разнообразные отдельные открытки с видами города, которые никак не получается объединить ни в одну из полных серий.

В 1915-16 годах Финкельштейн повторил свой «трёхзначный выпуск» 1904 года по старым негативам, с обновлённым дизайном лицевой стороны. Причём вышел и черно-белый выпуск и такой же раскрашенный. Всего известно восемь серий этого издателя, количество различных видов – более двухсот.

В начале 1903 года вышла в свет серия открыток издателя Ш.Ф.Александровича. Интересный ракурс Соборной площади, здание Приюта, сад Морского ведомства, Старо-купеческий собор – эти виды нигде более не повторялись. Через несколько лет Александрович сделал ещё несколько попыток издать серии открыток, но новые почтовые отправления уже не имели такого успеха и представляли собой плохие копии выпущенных ранее. Всего известно пять выпусков Александровича, в которых немногим более ста разновидностей. Работало издательство до 1916 года.

В 1909 году на рынок открытых писем с видами Николаева вышли братья Заславские. Они сделали мощный вброс из четырёх десятков видов города. Некоторые изображения уже были известны публике и издавались ранее другими предпринимателями, но были и новинки. Появились у братьев общие виды города, виды сверху на Херсонскую улицу, городская электрическая станция. На части открыток надписи были сделаны на русском и немецком языках, на остальных – на русском и французском. Причём город Николаев писался то Nikolajew, то Nikolaieff, то Nicolajeff, то даже Nikolajow. Открытки вышли и в черно-белом варианте и в цветном. Технология раскрашивания открыток тех лет очень сильно напоминает современную технику автоматической колоризации старых фотографий и кинолент. Деревья трафаретно окрашивались одним и тем же оттенком зеленого, кирпичи одинаковым вариантом красного, небо и вода чем-то похожим на синий.

Через пять лет на рынке «всплыл» один из братьев – М.Заславский с пятью десятками черно-белых видовых открыток Николаева. Часть из них повторяло уже известные виды, а часть перекликалось с очень плодовитым Стокгольмским издательством – «Акционерное общество Гранберг».

Деятельность этого шведского издательства международного уровня была масштабна – более восьми тысяч наименований почтовых карточек с репродукциями художественных картин и видами городов. Качество продукции и цена при этом были достаточно средними, расчёт делался на массового потребителя. Издательство трудилось до 1917 года, успев выпустить в числе прочих и три серии с видами Николаева (две чёрно-белые, одна цветная). В каждом выпуске насчитывалось 36-37 видов, которые потом переходили из серии в серию зачастую под одними и теми же номерами. «Гранбергские» открытки Николаева были напечатаны в период с 1912 по 1916 годы.

В 1916-17 годах М.Заславский выпустил небольшую серию открыток на цветных картонах. Одинаковые монохромные сюжеты повторялись на синем, зеленом и красном фонах. Виды города были выбраны достаточно заурядные. Исключение составляли только здание русского для внешней торговли банка (Фалеевская угол Большой Морской) и Вознесенская пристань, которая нигде более не встречается. Интересен также вид на Стрелку, на котором можно подробно рассмотреть железнодорожный мост, который вёл в Адмиралтейство, проходя над Ингульским спуском.

Николаевский издатель И.Г. Пархоменко впервые появился на рынке открыток с довольно скучным коллажем. На лицевой стороне поверх чёрного фона были размещены шесть мини-открыток города и надпись «Привет из Николаева».

Позднее (в 1914 году) Пархоменко проявил себя серией интересных открыток из десяти единиц. Хороши вид нового здания городской Управы и памятника героям войны 1812 года на открытке с названием  «Сквер».

Весомый вклад в фотофиксацию архитектуры старого Николаева внесло столичное издательство «Контрагентство А.С.Суворина и Ко», работавшее в кооперации с «Фототипией Шереръ, Набгольцъ и Ко» города Москвы. Сам Алексей Сергеевич Суворин, известный журналист и издатель, владелец газеты «Новое время», журнала «Исторический вестник» к тому моменту уже скончался. Но он оставил после себя крупнейшую в России фирму по выпуску видовых открыток городов империи. Это издательство арендовало у Министерства путей сообщения книжные и газетные киоски на всех железнодорожных станциях, где продавало почтовые открытки с видами городов и поселков России. В 1913 году очередь дошла и до Николаева. Из столицы приехал штатный фотограф издательства и выбрал несколько десятков зданий и районов города для фотографирования. Так появились на открытках улица Рождественская, здание портовой конторы, французский завод, каботажная гавань, отель «Лондон», могила Василия Каразина, султанский дворец родник в Спасске, здание международного банка и обелиск на берегу Буга. Трижды переиздавались эти открытки, сделанные с оригинальных негативов – в 1913- 1916 годах.

Огромной редкостью является Суворинская открытка с видом николаевской хоральной синагоги (угол Фалеевской и Большой Морской), уничтоженной после революции. Этот вид нигде более не повторяется и не встречается на других фотографиях. Всего в каждой серии вышло по тридцать пять открыток.

Большое количество видовых открыток Николаева вышло без указания издательства. Условно разложить по сериям их можно по дизайну лицевой и оборотной стороны, а также по использованным шрифтам. Минимум у пяти комплектов открыток не известно имя издателя.

Редко встречаются в коллекциях появившиеся во времена модерна единичные сувенирные открытки-коллажи серии «Привет из Николаева»: «бабочка» и «фиалка». Такие типовые открытые письма издавались для многих городов империи. На крыльях бабочки размещались четыре миниатюрных вида города, а на лепестках фиалки вокруг женской головки, торчащей в центре цветка – пять. Изданы они были в Одессе не позднее 1909 года.

Существуют также иные редкие открытки, представляющие огромную ценность для истории города. Они были выпущены сторонними издателями вероятно в сериях с другими городами или посёлками. У Августа И. Швидерноха (Зиссенбрунн, Вена, Австрия) мы находим Городскую Управу, Адмиральский Дворец и Морской госпиталь (выпущены до 1904 года).

(АПД: Когда уже была написана статья, мне в руки попала открытка, на которой данные Швидерноха соседствуют с фамилией Поповского. Это может говорить о том, что Поповский печатал эти открытки в австрийской типографии Швидерноха. Шрифты оборотной стороны одинаковы в обеих вариантах).

У издателя А.Розенфланца есть как минимум две открытки с видами железных павильонов над колодцами николаевского городского водопровода (шахты №3 и №3-bis). Они вышли в свет после 1907 года.

Николаевскому водопроводу посвящена ещё одна единичная открытка издания «Новакъ и Побуда» (Одесса) с видом Шуховской башни.

Интересующиеся историей Николаева с большим удовольствием рассматривают старинные открытки в Интернете и на выставках. На них прекрасно видны здания и улицы такими, какими они были более ста лет назад. Примечательно, что деревья той эпохи абсолютно не мешают изучать архитектуру города. Редкое дерево достигает окон второго этажа. Современный же Николаев практически невозможно фотографировать из-за огромных, разросшихся деревьев, не ведающих о том, что такое эстетическое кронирование. Работая над книгой «Старый Николаев», в которой была сделана попытка совместить фотографии зданий столетней давности с современным их изображением, мы столкнулись с этой проблемой. Николаевских домов абсолютно не видно за мощными кронами деревьев.

В следующих главах «попытки каталогизации» вы узнаете о фото-открытках, изданных во время гражданской войны немецко-австрийскими интервентами, первых советских открытках «склада издания «Долой неграмотность», а также о двух уникальных открытках с видами Николаева, выпущенных фашистскими оккупантами в серии «города на Буге» в 1942-43 гг.

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»