Посмотрите на эту уникальную фотографию. Она сделана во время немецкой оккупации Николаева 1941-44 гг. На ней запечатлено кладбище нацистских офицеров, убитых или умерших в нашем городе. В этой фотографии не было бы ничего необычного или важного для внимательного рассмотрения, если бы не одно но: неизвестное ранее место этого захоронения. Но, впрочем, об этом мы поговорим «на закуску», после исторического экскурса на тему городских кладбищ.
На каждого человека, живущего сегодня на Земле, приходится пятнадцать живших до него. В 2012 году старший научный сотрудник Справочного бюро по народонаселению (США) Карл Хауб посчитал, что за всю историю существования человечества родилось приблизительно сто восемь миллиардов человек, из которых семь живут в настоящее время. Человек не вечен, и если его добрые мысли и дела существуют долго после него, принося радость и пользу потомкам, то бренное тело в большинстве случаев закапывается соплеменниками в землю на территории, которую принято называть «кладбище». В традициях большинства народов Земли обустраивать коллективные кладбища на окраинах городов и сёл, проводя тем самым ментальную границу между населённым пунктом и необжитыми территориями.
Бывает, что люди по каким-то причинам уходят с насиженной земли, а опустевшие пространства обживаются новыми народами, которые строят дома и прокладывают дороги без оглядки на уже сложившийся культурный слой, зачастую затаптывая чужие могилы. Бывает, города растут, земля внутри старых границ рано или поздно заканчивается, и власть принимает решение сносить старые захоронения, чтобы на их месте строить новые микрорайоны или промышленные объекты. На территории современного Николаева (и наш город не уникален в этом) есть несколько достаточно известных мест, которые ещё совсем недавно (по историческим меркам) были площадками для погребения жителей полуострова. К примеру, в 2011 году во время строительных работ на территории парка имени 61 коммунара было обнаружено античное кладбище. Несколько десятков греческих воинов, похороненных по скифскому обычаю, были погребены на этом месте приблизительно в III-IV веке до нашей эры.
Северная часть николаевского полуострова вообще богата на места древних захоронений. Так, ещё в 50-60-х гг. прошлого века во время восстановления разрушенных цехов старейшего судостроительного завода, строители часто натыкались на человеческие останки. Первое время эта информация открыто публиковалась в заводской многотиражке, но потом во избежание ненужного интереса к территории военного предприятия, была долгие годы спрятана под грифом «секретно». Четыре года назад при прокладке коммуникаций к музейному комплексу «Старофлотские казармы» вдоль улицы Набережной (напротив заводской стены) также были обнаружены исторические захоронения. Представители областной власти бравурно отчитались в прессе и об удивительных находках, и о планах «взять под стекло» могильник сарматского времени с обустройством музея под открытым небом и… тут же дали приказ зарывать траншеи, обустраивать тротуары и забыть про находки. Близились выборы, и никак нельзя было оттягивать дату «торжественного перерезания ленточки», запланированного к приезду высоких гостей.
Но вы скажете – и будете правы – что это всё очень давние погребения, устроенные тысячелетия назад. Как же обстоят дела с историей сноса кладбищ «николаевского» периода, последних двухсот двадцати пяти лет? Самое старое городское кладбище – православное (первые захоронения начались в год рождения града Святого Николая) сохранилось до наших дней на исконном месте. Оно было заложено на северо-западной окраине города и росло в сторону Херсона до того момента, пока хутор Водопой (впоследствии район Николаева) не дотянулся до границ некрополя. Во второй половине прошлого века кладбище было закрыто для захоронений. Южнее его (между дорогой на Херсон и направлением на Богоявленское) более ста лет назад было устроено «интернациональное» (как его называли в советское время) кладбище. Туда перенесли иудейские и караимские захоронения с закрытых кладбищ на Песках, где на их месте в начале XX века построили трамвайный парк. На новой территории до 1917 года хоронили также горожан магометанского вероисповедания, а в годы научного атеизма — героев революции и всех «инвалидов пятой группы».
В 70-х годах прошлого века большую часть территории «иноверческого» кладбища пустили под строительство нового зоопарка. Законы советской страны вполне позволяли сделать это спустя определённое время после закрытия некрополя. Школьником я несколько раз был на субботниках по благоустройству нового зверинца и не однажды видел в канавах, вырытых под прокладку коммуникаций или фундаменты зданий, останки человеческих захоронений.
А теперь вернёмся к фотографии, которая подарила нам тему для сегодняшнего разговора. Это кладбище офицеров вермахта времён оккупации. Находилось оно в самом центре Николаева, там, где сегодня расположен мемориальный комплекс героев-ольшанцев. Привязку к территории очень просто сделать. Присмотритесь внимательно. Слева на горизонте — верхняя часть стены завода имени 61 коммунара. Прямо по центру на заднем плане — стена старого зоопарка. Правее от неё видна часть дома Николая Леонтовича, с которого начиналась славная история аквариума-зоосада.
До момента появления этой фотографии, открывающей удивительные тайны культурных пластов города, историкам и краеведам было известно всего четыре места немецких захоронений времён Великой Отечественной: Темвод, старое городское кладбище, Лагерное поле и улица Спортивная. Ненависть освобождённых от фашистов и вернувшихся из эвакуации жителей города к оккупантам была велика, люди пытались забыть кошмары войны. Могилы оккупантов по всей стране в короткое время сравняли с землёй, где возможно устроили поверх них спортивные площадки, военные городки или просто места свалок мусора.
Через неделю после освобождения Николаева с кладбища немецких офицеров, занимавшего немалый кусок пустыря вдоль Адмиральской, снесли кресты и таблички. В десяти метрах севернее выкопали братскую могилу, в которой похоронили погибших героев-освободителей во главе с Константином Ольшанским. Через полтора года пустырь превратили в красивый мемориальный комплекс и установили памятник участникам героического десанта. Также бесследно исчезло кладбище немецких и австрийских оккупантов времён гражданской войны (1918-19 гг.), находившееся, по приблизительным расчётам, в районе современного морского торгового порта.
Десять лет назад по инициативе Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями была начата эксгумация останков немецких солдат и офицеров с территорий кладбищ Николаева. Несколько тысяч военных были перезахоронены с территории Лагерного поля и спортивной школы на специальное кладбище в районе села Крупское Кировоградской области. Информация о могилах офицеров вермахта, оставшихся навечно под брусчаткой сквера имени Героев-Ольшанцев, стёрлась из коллективной памяти николаевцев.
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»