Согласитесь, прелестная фотография. В ней как в «чеховском человеке» всё прекрасно: и локация, и персонажи, и общественно-политическая обстановка.
Начнём с места съёмки. Все узнали? Это же Николаев, Каштановый сквер (он же в народе «парк Пенсионеров»). Сегодня там высится монументальный Святой Николай, а когда-то зимой вырастали временные фанерные Деды Морозы и краснощёкие Снегурочки, которые придерживали своими головами новогодний транспарант с пионерским (!) значком посредине. Как видим, традиция проводить праздничные мероприятия в этом месте достаточно древняя. И сегодня на этих ступеньках проходят концерты, а главная ёлка города ставится ровно напротив. Когда-то для её установки была проделана серьёзная инженерная работа: под землёй был смонтирован электрический двигатель, позволявший вращать огромную лесную красавицу. Уже несколько лет подряд зелёный символ Нового Года в Николаеве не вращается, да и красавица уже не дикая лесная, а вполне современная – пластмассовая, многоразовая. А совсем недавно было по-другому: за неделю-другую до праздника рабочие поднимали тяжёлый чугунный люк, вставляли в патрон деревянный столб, на который огромными гвоздями приколачивали живые ели. Снизу большие, кверху поменьше.
Теперь о персонажах. Я имею в виду главных, новогодних: Деда Мороза и внучку его Снегурочку. Уже месяц в Николаеве (как, наверное, и по всей Украине) циркулируют упорные слухи о запрете этих милых, привычных всем нам героев. То «приказ от министерства культуры видела сноха деверя со стороны мужа», то из «гороно звонили и лично директор школы сказала завучу а тот классному и дочка соседки слышала». В общем, запретить Деда Мороза отсель и навсегда. Вместо него велено надевать костюмы Святого Николая и поздравлять детей со всеми праздниками, включая Первое сентября. Товарищи, милые вы мои. Да этот бородатый персонаж с красным носом уже неоднократно подвергался бессмысленным гонениям. Выкристаллизованный просвещённой литературной общественностью из народных преданий ещё в 19 веке, Мороз Иванович впервые был «ликвидирован» советскими властями в конце двадцатых годов как социально-вредный элемент. Но не успела коммунистическая историография моргнуть, как уже в 1937 году на главной ёлке в Доме Союзов красная шуба с белой меховой оторочкой вновь шилась для рослого актёра, обладающего драматическим баритоном. «К вам пришёл издалека. Притомился я слегка. Шёл я снежными полями и дремучими лесами».
Цифры на календаре меняются, а люди нет. И вот в 2005 году читаем в местной прессе «Дед Мороз отстранён от новогодних праздников в Николаеве». С ума сойти, отстранили деда! «Вместо советского Деда Мороза главным символом всех новогодних и Рождественских праздников в городе должен стать Святой Николай». И ничего что Николай Угодник и его праздник это одно, Новый год другое, а Рождество (это тоже понимает любой здравомыслящий человек) отличное от двух предыдущих событие? Это не важно. Объединим, назовём это возвращением к национальным традициям, заменим советские стереотипы, культурно так сказать возродимся. Оливье с пузырьками в голове, да и только. Прошло десять лет и снова-здорово: слухи про «запретить, объединить, одним персонажем всё охватить».
Ну, и о главном – о настроении. Общественно-политическая ситуация накануне праздника в декабре сорок восьмого была не из лучших. Всего три года как закончилась кровавая затяжная война, народное хозяйство на этапе восстановления, неурожай 47-48 гг. Николаев наполовину разрушен, заводы взорваны (сперва советскими войсками в 41-м, затем оккупантами перед уходом), жилой фонд ещё не начинали толком отстраивать, но люди не могут жить без праздника. И Новый Год приходил. К атеистам и тем, кто продолжал веровать в Бога. К детям, которые играли в футбол с оккупантами ещё несколько лет назад, и к взрослым, которые только что вернулись из эвакуации. К коммунистам и беспартийным. К фронтовикам и героям тыла.
Любая проведённая параллель между сегодняшним днём и мгновением, когда была сделана эта фотография (65 лет назад!) будет фальшива с одной стороны, но жива и актуальна с другой. Какое счастье, что у нас сегодня вместо одного праздника — много, вместо одного персонажа – несколько героев. Мы сегодня можем есть и пить вкуснее, чем люди, запечатлённые на фотографии, да и одеты мы несравнимо богаче. Но понимание того, что война рядом, а взрывы и выстрелы не только в книгах, не только в легендах, объединила нас с тем далёким временем. И мы теперь думаем по-другому. Не запускаем когда надо и не надо шумные фейерверки. Рассчитываем свои скромные декабрьские бюджеты «чтобы и на шампанское хватило, и на подарки детям, и помочь тем, кто не по своей воле покинул свой дом, и другу, который на войне пострадал». Сложная математика. Но не сложнее жизни.
А Дед Мороза со Снегуркой никто не запрещал. Ни управление образования, ни управление культуры, ни милиция с прокуратурой. Я лично знаком с самым главным Дедом Морозом Николаева и ответственно заявляю: он выходит на «свою работу» поздравлять детей и взрослых в «свой праздник» — в Новый Год. Уж будьте мне уверены!
Оригинал статьи в газете Вечерний Николаев