Иногда в поисках тем для традиционной рубрики в «Вечёрке» я оглядываюсь по сторонам, иногда лезу в пыльные закрома и долго перебираю артефакты и фотографии, пытаясь выудить что-то особенное. Каждый раз мучительный процесс выбора фабулы статьи занимает не меньше времени, чем само написание текста. Но бывает и такое: посмотрел на календарь, ба! Первое апреля!
Нет ничего смешнее, чем человек, всерьёз рассуждающий о юморе. Потому позвольте сперва процитировать классиков. «Юмор – (англ.) весёлая, острая шутливая складка ума, умеющая подмечать, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев» (В.Даль). «Юмор – это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умён одновременно» (М.Жванецкий).
Первый юмористический журнал в России «Журналъ карикатуръ» появился в 1808 году и просуществовал всего три недели, после чего благополучно «отцвёл» и растворился не оставив после себя никаких материальных следов. В архиве сохранилась лишь переписка автора, известного живописца Алексея Венецианова с чиновниками отдела цензуры. Через министра внутренних дел графа Куракина Император повелел выпуск журнала прекратить, а его издателю передать что «он дарование своё мог бы обратить на гораздо лучший предмет». Всё дело в том, что Венецианов на гравированных листах своего издания в смешном виде изобразил не только некоего влиятельного российского вельможу, но и французского императора Наполеона, с которым Александр I в те годы имел «приязненные отношения».
Рождение массовой сатирической периодики XIX века был спровоцировано Крымской войной. В те годы юмористические журналы рождались один за другим, и к началу ХХ века «весёлая эпидемия» достигла южных губерний. Вначале появились иллюстрированные тематические приложения к «Одесскому листку» и «Одесским новостям», а уже затем (в 1905 году) на территории современной Украины началось издательство самостоятельных сатирических еженедельников. Эра свободомыслия, поднятая революцией, закончилась быстро и выпуск прогрессивных изданий с карикатурами, направленными против высших должностных лиц империи, был остановлен. К середине 1906 года в крупнейших городах Украины уже почти не издавалось сатирической периодики.
И тут в закрытом рабочем городе, ранее не отличавшимся богатыми культурными традициями, появляется еженедельный иллюстрированный художественно-сатирический журнал «Оса», под редакцией М.Дмитриева. Первый выпуск был отпечатан в типографии братьев Белолипских (угол Соборной и Спасской) 30 сентября 1906 года. Страницы издания заполнили шутки на политические и бытовые темы.
Городской управе
В водопроводном инциденте
Вы сели в лужу, chere madame.
Ох, при подобном прецеденте
Быть осторожней нужной вам.
А вот проблема, которая сегодня волнует николаевцев, как и сто лет назад: пассажирские перевозки.
Жалоба кондукторов конки
(на мотив «Фонарики-сударики»)
Ой, публика почтенная, мы с жалобой к тебе:
Быть может, ты поможешь нам с правлением в борьбе.
Гооссенс либеральнейший (чтоб чёрт его побрал!)
Приказ совсем анафемский кондукторам издал.
«Вы права не имеет движенье прерывать
И пассажира лишнего обязаны принять.
Пусть будут сверхкомплектные, не смейте возражать.
Приказа ж нарушителей я буду увольнять».
Ясное дело, что современному читателю нужны разъяснения по данному тексту. Суть в том, что Адольф Гооссенс, полномочный представитель бельгийских акционеров, хозяев городской конки, потребовал, чтобы кондуктора впускали всех купивших билет без ограничений. В то же время городская власть (силами контролёров от Управы) настаивала на том, что в вагоне может находиться только определённое нормативами количество пассажиров. Конфликт власти и перевозчиков, так знакомый сегодня и нам.
В течение осени 1906 года Дмитриев занимался не только изданием «Осы», но и попытками продать подписку на весь следующий год. Для горожан удовольствие читать новый журнал весь год обошлось бы в 75 копеек (с доставкой на дом). Притом, что цена отдельного номера была установлена в 10 копеек. Несмотря на очевидную выгоду, подписка с треском провалилась, и в декабре вышел последний, десятый номер журнала.
Все страницы номера 7 журнала «Оса»
Главным художником «Осы» был приглашён Николай Лепетич, профессиональный живописец, график и поэт. Оставшись без работы, он предпринял свою попытку дать жизнь в Николаеве сатирическому изданию. И 1 апреля 1907 года в руках горожан появился новый восьмистраничный юмористический журнал «Паяц». О самом журнале нам известно много больше, чем о его авторе. Мы знаем о Лепетиче лишь то, что он учился в Одесской рисовальной школе, входил в Товарищество южнорусских художников, в возрасте сорока лет переехал в Николаев, где и умер от голода в 1922 году.
Журнал «Паяц», как и «Оса» библиографическая редкость. Но благодаря Первому николаевскому виртуальному музею у нас есть возможность полистать его страницы. О чём же шутили в апреле 1907 года? Вот анекдот о коллегах журналистах.
— Что это за незнакомцы в ложе прессы?
— Журналисты.
— Многих знаю, но этих никогда не видал.
— Немудрено. Они работают в изданиях, которые ещё не выходили в свет.
— А сами они что-либо писали?
— Едва ли… Но очень талантливые люди.
А вот шутка о городской управе. По тексту хорошо видно, что народное желание «чтоб они все провалились», вечно.
— У вас в управе потолок, говорят, не надёжен. Как бы не рухнул.
— Не беспокойтесь. Если уж суждено провалиться, так провалится вся управа.
Клише для рисунков Лепетич заказывал по старой дружбе в Одессе в цинкографии «Новак и Побуда», а печатали журнал в той же николаевской типографии Белолипских. Всего было выпущено шесть номеров сатирического еженедельника. Последний «Паяц» вышел в мае 1907 года. Половину восьмой полосы занял тщетный призыв подписываться на журнал «по редакционной цене» — 1 рубль 25 копеек за три месяца. А на предпоследней странице разместились «Современные объявления», смысл и юмор которых нам уже не вполне понятен.
«За ненадобностью даром отдаётся много лишних типографий в Николаеве».
«Билеты прямого сообщения до Якутска членам Государственной Думы выдаются бесплатно в департаменте полиции».
«Охотно подписываем какие угодно документы: протесты, особые мнения, единогласные постановления и пр. Преподаватели музыкального училища».
Все страницы номера 3 журнала «Паяц»
В 1924-25 гг. в Николаеве выходило «толстое» (тридцать две страницы) ежемесячное приложение к «Красному Николаеву» под названием «Бурав». В журнале было достаточно много сатирических произведений (басни, карикатуры, эпиграммы, стихи), но общее направление издания нельзя было назвать юмористическим. Публицистика, художественные произведения, критика, рецензии, научно-популярные статьи, новости молодой страны – всё было объединено под общей обложкой.
Юмор дело тонкое. Быть умным и весёлым одновременно удаётся далеко не всегда, особенно если шутить приходится на профессиональной основе. А ведь кроме подходящих авторов, должно быть ещё и подходящее время. Вероятно потому со времён «Осы» и «Паяца» в Николаеве не было (да и сейчас нет, и не предвидится появление) специ-ализированного сатирического периодического издания. А жаль.
Оригинал статьи в «Вечернем Николаеве»