На улице моей который год…

Идиллическая картинка, согласитесь. Улица Советская в месте пересечения с широким проспектом имени Ленина. Самый центр Николаева, новёхонькие «полу-сталинки», заселяемые премированными рабочими и ИТРовцами Черноморского судостроительного завода, портрет вождя мирового пролетариата в центре бульвара. Таким был наш город в середине 50-х.

 

В детстве я жил в одном из этих домов по адресу улица Советская, дом 13. Отправляя письма родственникам, живущим в других городах на конверте в поле «адрес отправителя» я в шутку писал: «улица всё ещё Советская». Тем самым давая понять, что мы с родителями по-прежнему живём в той же квартире и никуда не переехали. Но мне однажды было строго указано, что так шутить не следует. Ведь «кое-кто» может подумать, что я думаю о том, что в какой-то момент улица перестанет быть Советской. Как в топонимическом смысле, так и в политическом. Даже допустить такую мысль в советское время уже было крамолой.

Но мы рождены, чтобы не только сказку, но и шутку рано или поздно сделать былью. По решению Верховной Рады Украины (законопроект № 2558) в ближайшие полгода все топонимы наших городов и сёл, которые несут в себе символику коммунистического режима, должны получить новые имена. Процесс возвращения исторических названий улицам и площадям Николаева идёт уже не первый год и даже не первое десятилетие. Но очень медленно. В восьмидесятых и девяностых вернулись на карту города Потёмкинская, Наваринская, Спасская, Никольская. Но дальше нескольких переименований дело не пошло. Надежда на поддержку «взрослого» электората, опора на вечную ностальгию по советскому прошлому, каждый раз останавливала выборную городскую власть в моменты принятия серьёзных решений.

Совсем недавно, уже в каденцию Владимира Дмитриевича Чайки городской исполком, несколько раз рассматривал проект решения городского Совета «Про возвращение исторических названий улицам, скверам и площадям города Николаева». В списке было пятьдесят три улицы. Некоторым из них по проекту возвращались старые названия, некоторым давались новые. Были в очереди на переименование и Советская (Соборная), и Будённого (Сенная), и Карла Либкнехта (Черниговская). Площади Ленина предлагалось вернуть старое название (Соборная), а Сивашскому скверу (он же Адмиральский и Мариинский) дать имя семьи Аркасов. По некоторым топонимам окончательного решения принято не было. Предполагалось дальнейшее (возможно широкое) обсуждение возможных вариантов. Это касалось, к примеру, проспекта Ленина (ранее Херсонская). Основной транспортной магистрали центральной части города было предложено дать название «Таврийский проспект» или бульвар.

Эти предложения были внесены комиссией по топонимике в 2003 году и поддержаны депутатской комиссией по вопросам местного самоуправления, депутатской деятельности, гласности и законности спустя шесть (!) лет. Примечателен последний абзац документа: в нём указана цена переименования всех улиц: 53 040 грн. – стоимость изготовления аншлагов (442 штуки по 120 грн).

Почему дело дальше предварительных рассмотрений не пошло становится понятным при прочтении особого мнения одного из городских партийных функционеров того времени, который проголосовал против переименования. «Возвращение исторических названий улицам может причинить возникновение большого количества ошибок при формировании списков избирателей, что накануне выборов Президента Украины и выборов в местные органы самоуправления недопустимо. Рекомендовано не выносить данный вопрос на рассмотрение сессии городского совета до завершения выборов». И хотя депутат городского совета Зибров был единственным, кто проголосовал «против», процесс остановился прочно. Вероятно, были «особые» депутаты, единоличное слово которых с лихвой перевешивало коллективное мнение других. 22 января 2010 года исполком городского совета принял решение не выносить на сессию этот вопрос.

Майдан, война и рождение качественно нового волонтёрского движения разбудили активность горожан. И тема возвращения исторических названий топонимам Николаева обрела новую жизнь. После сноса памятника Ленину, опустевшая площадь первой встала в очередь на переименование. Об этом «Вечёрка» написала в декабре прошлого года в статье «Как вы площадь назовёте…»

Городская власть оперативно инициировала нехитрое общественное обсуждение по выбору нового имени. Было получено две тысячи электронных писем, в которых в основном одобрялось старое название площади «Соборная». Но и опять «ни тпру, ни ну, ни кукареку». Никак не выходит на рассмотрение сессии вопрос переименования центральной городской площади. Каждый депутат – это ведь в ближайшей перспективе кандидат на то же самое место. Никто не желает освобождать насиженные места в зале Городского Собрания и понимает что активный электорат, а ведь это преимущественно избиратели пенсионного возраста, не простит избраннику такого «предательства».

Но депутаты самой верхней из ветвей власти нанесли коварный удар исподтишка и проголосовали за решение, которым обязали (по буквам: о-б-я-з-а-л-и!) «принять решение про переименование… улиц, проулков, проспектов, площадей, набережных, мостов или иных объектов топонимики населенных пунктов, названия которых содержат в себе символику коммунистического тоталитарного режима». Мало того в Законе отрезаны любые пути к отступлению и прописано что в случае, если депутаты в указанный срок не принимают данного решения, оно должно приниматься городским головой единолично или председателем областной государственной администрации. Чётко, внятно, бесповоротно.

В таком же порядке следует действовать и в вопросе демонтажа памятников и памятных знаков, установленным  в честь личностей, причастным к политическим репрессиям, а также тем, кто занимал руководящие должности в коммунистической партии, высших органах власти, работникам органов госбезопасности и т.д.

Сегодня в городе топонимов, требующих переименования в Николаеве более ста. Вероятно,  городским головой будет создана специальная комиссия, которая в короткие сроки подготовит свои предложения по этому вопросу. Может быть даже будет дана возможность всем горожанам, так или иначе, поучаствовать в процессе обсуждения новых (старых) названий. Но когда наступит момент принятия решений, всем надо будет отбросить в сторону политические пристрастия и предпочтения, с холодной головой подойти к этому вопросу без митинговой горячки, без попыток обратить на себя внимание или удовлетворить свой электорат (как левых, так и правых настроений).

Вопрос переименования зреет давно. И это произойдёт рано, или поздно, лучше или хуже, с нами или без нас. Давайте же все вместе сделаем всё, что это было раньше и лучше, спокойно и взвешенно. Прислушаемся не только к специалистам-историкам с одной стороны и к активистам-общественникам с другой, но и к своему разуму. Поймём, что нам с вами жить в этом городе, ходить по этим улицам, катать детей в колясках и водить девушек под руку. Не будем верить тем, кто говорит «не время», кто обманывает про миллионные расходы на переименование и возникающую необходимость каждому менять свои документы. Но и не будем слушать «горячие головы», которые вместо старых идолов пытаются навязать новых. Город должен пройти этот путь в любом случае. Так давайте пройдём его красиво, достойно.

Известный писатель и историк Юрий Крючков однажды написал: «В названиях внутригородских топонимов заключена большая культурно-историческая и языковая информация. Присвоение новых названий улицам, площадям и скверам – сложный и ответственный процесс, требующий учета многих факторов, обладания языковой и исторической культурой. Поэтому всякое переименование должно быть тщательно взвешено, обосновано и не должно наносить ущерба историческому лицу города».

Пройдёт совсем немного времени, и центр старого Николаева будет там, где Соборная пересекает Таврийский бульвар. Мы с вами будем ходить на рынок по Сенной, а в зоопарк ездить по улице Леонтовича. Ну, в самом деле, не переименовывать же улицу Чкалова в Рыбную. Рыбы там уже нет давно, а вот зоопарк есть!

Опубликовано в газете «Вечерний Николаев» 

Отмечено