(памятка экскурсоводу-любителю)
В эти дни Николаев принимает 10-й международный театральный фестиваль «Южные маски». На встречу со зрителем приехали украинские театры и коллективы из Беларуси, Румынии, Молдовы и Польши. Оргкомитет фестиваля (президент Артём Свистун) приготовил оригинальный подарок участникам – карту «театральный Николаев». На ней отмечены все существовавшие когда-либо в нашем городе театры, профессиональные и самодеятельные. Мы предлагаем дополнить эту карту памяткой. С этим номером «Вечернего Николаева» каждый желающий сможет провести для гостей города увлекательную экскурсию по театральным местам и рассказать, где у нас находился «театр-погреб», а где — «театр-сарай», почему Шевченко в синагоге, и много других интересных историй.
– Мы начинаем нашу экскурсию в самом центре города у скульптуры покровителя наших мест святителя Николая. Что же здесь театрального? – спросите вы. К сожалению, сегодня уже ничего, кроме старого названия. Немногие знают, что когда-то Каштановый сквер носил в народе имя «Театральный». Топоним был выбран из-за соседства с театром «Эрмитаж», который стоял в северной части сквера, фасадом на Спасскую. До революции в этом здании находился «кинотеатр №2». Там показывали мелодрамы и трагедии, «смотревшиеся с захватывающим интересом». Во времена военного коммунизма политпросвет устраивал в электрическом театре политически правильные мероприятия. К примеру, «Вечер новой поэзии» с участием Эдуарда Багрицкого. В период НЭПа «Эрмитаж» стал рассадником лёгких жанров и варьете. Здание простояло до эпохи развитого социализма. В последние годы там был кинотеатр «Спорт». На его месте сегодня — цветочный рынок.
– А теперь мы с вами находимся на углу улиц Московской и Никольской. Здесь на юго-западном углу перекрёстка в 1840 году владелец столярных мастерских, работавших на Адмиралтейство, Иван Васильевич Миллер построил большой дом с флигелем. Здание по адресу Московская № 5 осталось в истории города как первый николаевский профессиональный театр. Известный в те годы антрепренёр и «содержатель актёрской труппы» Дмитрий Русинов посоветовал Миллеру использовать помещение в качестве театрального зала, которого так не хватало Николаеву. Удобств в первом городском театре не было никаких. Вентиляция тесного помещения с узкими проходами осуществлялась отверстиями в потолке зрительного зала. В коридорах бенуара располагались большие чугунные печи, которыми зимой отапливался театр. Трубы с тёплым воздухом были заведены в ложи бельэтажа и зрители могли греть руки о тёплые листы железа. По некоторым данным, общее число мест в партере, ложах и на галерее было около семисот.
В театре Миллера давали представления и заезжие коллективы, и местная антреприза. В короткий период времени Миллер даже содержал собственную труппу и оркестр, которым руководил лично. Театр неоднократно закрывался по техническим причинам, как не соответствующий правилам пожарной безопасности. После смерти владельца (1870-е годы) здание приобрёл купец Наум Сорочан, который спустя некоторое время перепродал его знаменитой содержательнице борделей Минде Квартирмейстер (ской?), она же Бирман.
В 1881 году владелица старейшего городского храма Мельпомены писала городским властям, испрашивая разрешения продолжать работу: «Мой театр обидно называют погребом, тогда как со дня существования он многократно был посещаем Высочайшими особами, которые никогда не сделали никакого замечания относительно устройства театра, а напротив, оставались довольными». А как же ещё можно было назвать театр, большая часть которого находилась под землёй? Миллеровский партер и ложи бенуар были устроены на четыре метра ниже уровня тротуара. В 1886 году театр был окончательно закрыт. Здание до настоящего времени не сохранилось.
– А теперь мы обратим внимание на капитальное здание по улице Московской. Этим стенам чуть более ста лет. Сегодня в этом доме соседствуют кинотеатр на тысячу мест, ночной клуб и областная универсальная научная библиотека. А ведь это на самом деле театр. Да, да, дорогие мои, недоделанный… прошу прощения, недостроенный театр. О, это весьма печальная история. Случись всё по-иному, наш город мог бы уже сотню лет иметь прекрасно оборудованное театральное помещение. А с этого места подробнее. Для начала познакомимся с главным героем – Николаем Лебедевым. Актёр, режиссёр, антрепренёр, член «Нового театрального товарищества». В 1910 году Лебедев покупает большой земельный участок в центре города и представляет в городскую управу амбициозный проект строительства современного театрального здания. Под одной крышей планировалось объединить и театральный, и концертный залы, а также торговый пассаж с выходом на Соборную (сегодня улица Советская). Собственных средств Лебедева хватило лишь на строительство стен, и он обращается в кредитное общество за ссудой. Получив более полутора миллиона рублей в качестве кредита, Лебедев огромными шагами движется к завершению строительства. Открытие супер-театра было запланировано к началу театрального сезона 1912-1913 гг. Но за полгода до этого счастливого момента, «кредитка», в которой Лебедев позаимствовал деньги, лопнула. Председатель кредитного общества Г.А.Властелица был взят под стражу и обвинён в финансовых махинациях. Под обломками финансовой пирамиды оказалась похоронена и театральная мечта Лебедева. Строительство остановилось, заказанная в Европе дорогая мебель и театральное оборудование так и не прибыли в Николаев. Вместо прекрасного здания театра, которое могло кардинально изменить культурный облик города, николаевцы получили «недострой». Развалины «лебедевского дома» десятилетиями прятали в своих подвалах представителей преступного мира. Только в пятидесятых годах ХХ в. здание было достроено, но своё предназначение утратило.
– Сейчас, дорогие мои любители искусства, мы стоим на театральном квартале. В 1855 году Дмитрий Русинов (тот самый, который подарил Миллеру идею театра) получает у городских властей на углу улиц Рождественской и Никольской (Рождественская №4) бесплатное казённое место под строительство собственного зала. Антрепренёр берёт кредит и возводит временное (как он утверждал) помещение, которое по проекту должно было быть перестроено. Но в мире нет ничего более постоянного, чем временное. И Русиновский театр в таком виде просуществовал с 1856 по 1893 год. По своим техническим характеристикам он был ничем не лучше Миллеровского. Такие же деревянные лестницы, узкие проходы между креслами, маленькая сцена, тесные гримёрки, железные печи отопления, отсутствие элементарных удобств и высокая опасность возгорания. На время представления городская власть направляла команду брандмейстера для дежурства у стен театра на всякий пожарный случай. Всё это «гармонично дополнялось» отвратительными акустическими особенностями зала. В народе его метко прозвали «театр-сарай». Позднее на этом месте итальянец Август Донати построил свой знаменитый дом с башней.
– Пройдёмте же всего несколько шагов в сторону Адмиральской, и посмотрим на знаковое место в истории николаевского театра. Именно здесь в 1881 году мещанин Карл Монте (Монти), владелец ресторана «Золотой якорь», возвёл первое специализированное капитальное здание театра в Николаеве (руководитель строительства Теофил Брусницкий). Фасад частного театра Монте выходил на Рождественскую (дом№1) , а по улице Адмиральской была глухая стена. За образец был взят проект театра, ранее построенного в городе Рыбинске. Зрители попадали в просторный вестибюль, из которого можно было пройти в обширное фойе и ватерклозеты. В здании на тысячу триста зрителей было предусмотрено двенадцать выходов: семь на улицу, пять во дворик. Новый театр стал центром культурной жизни Николаева. В 1894 году Карл Иванович продал здание театра купцу Якову Шефферу.
– И ещё несколько метров мы пройдём, чтобы выйти на угол Адмиральской и Рождественской (ныне – ул. Лягина) и увидеть фасад современного русского театра. Яков Яковлевич Шеффер перестроил купленное здание, сделал новый фасад (теперь уже в сторону Адмиральской), увеличил зрительный зал, соорудил новую сцену, пристроил ещё одно фойе. В течение всей жизни он перестраивал, модернизировал и реконструировал любимый театр. Кроме того, что Шеффер купил театр Русинова (с целью избавиться от конкурента, работавшего на одном с ним квартале), он построил через дорогу от своего здания общедоступный народный цирк-театр на тысячу зрителей, в котором выступали и театральные труппы, и гастролирующие балаганы. После революции в цирке проходили митинги и политические сходки. Там же во время «гастролей» в Николаеве выступил Луначарский. В благодарность за пламенную речь, городской совет рабочих и солдатских депутатов присвоил национализированному театру имя наркома просвещения. Сейчас на месте весёлого цирка — унылое здание областного совета профсоюзов.
В начале двадцатых годов прошлого века бывший театр Шеффера был практически уничтожен. От него оставались одни стены. Вся театральная «начинка», включая мебель, была разворована. В 1926 году театр восстановили и нарекли именем наркома просвещения Украины товарища Скрыпника (а с 1939 года — именем лётчика Чкалова). Фасад был дополнен (некоторые считают – изуродован) массивными колоннами. В таком виде театр благополучно дожил до наших дней, хотя старинное здание постоянно требует ремонта и реконструкции.
– Прогуляемся теперь, товарищи, в сторону бульвара. Мы проходим через площадь Соборную, которая, кстати говоря, во время оккупации носила название «Театральная». И выходим к месту, на котором находился первый в Николаеве летний театр. Он был построен на средства морского ведомства стараниями николаевского военного губернатора, вице-адмирала Николая Аркаса в 1879 году. Но спустя два года у здания треснул фундамент, строение накренилось и через некоторое время полностью пришло в негодность.
– Теперь вернёмся на улицу Адмиральскую, где на месте сегодняшней гостиницы «Ингул» находились первые помещения Черноморского штурманского училища. Именно там силами преподавателя математики в 1801 году был организован первый в Николаеве любительский театр. Актёрами выступали сами учащиеся. «Сие всемерно одобряю, и на пребудущие времена всячески рекомендую», – одобрительно писал директор училища адмирал Марк Войнович. Самодеятельный театр при училище просуществовал до 1805 года.
– А вот мы прошли по улице Московской, вышли на Привозную (сегодня – Дунаева). Перед нами — здание академического украинского театра драмы и музыкальной комедии. Точнее, здание синагоги, которую в тридцатые годы прошлого столетия воинствующие безбожники отобрали у иудеев в пользу ТЮЗа (организован в 1927 году). В 1959 году в театральную труппу «юного зрителя» влились актёры передвижного украинского театра имени Шевченко, созданного также до войны. Объединённый коллектив получил статус областного музыкально-драматического театра.
– На этом наша экскурсия подошла к концу. Но история театрального Николаева на этом не заканчивается. Когда-нибудь мы расскажем вам о любительских театрах и студиях, которых так много было во второй половине второй половины прошлого века.
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев».
Замечания к статье научного работника краеведческого музея Игоря Гаврилова:
-
Театр «Эрмитаж» до революции не назывался кинотеатром №2. Здание не «простояло до эпохи развитого социализма» (сгорело в 1941 г. ). «В последние годы» там был не кинотеатр «Спорт», а летний кинотеатр «Победа», построенный после войны.
-
Дом Миллера, где располагался театр, находился не на северо-западном, а на юго-западном углу перекрестка.»Местной антрепризы» не было, Миллер труппу не содержал, лично оркестром не руководил.
-
Каневский приобрел здание ПОСЛЕ Минды Квартирмейстер (известной содержательницы борделей)
-
«Сегодня на этом месте — хозяйственные постройки русского драматического театра». Театр Руссинова располагался на ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ стороне улицы Лягина, где Донати построил свой дом с башней (сейчас банк)
-
Не было на месте Дома профсоюзов цирка.
-
«Теперь вернёмся на улицу Адмиральскую, где на месте сегодняшней гостиницы «Ингул» находились первые помещения Черноморского штурманского училища» — не было на месте Ингула зданий Штурманского училища. Училище занимало квартал между Малой Морской и Гражданской.Карта исчезнувших театров Николаева