Есть такие темы для размышления, которые сами находят автора. Ты годами ходишь по улицам знакомого города, изо дня в день видишь эти здания и памятники, в сотый раз всматриваешься в архитектурные останки и новостройки, и ничего тебе не бросается в глаза. Но вдруг читаешь короткую запись в Интернете, сделанную гостем Николаева. Он выделил свежим взглядом главное, и ты понял – вот она, квинтэссенция, чистая суть, точная метафора, полноценно описывающая твой город. И приходится почти целиком «тянуть» в статью этот текст блогера, потому что «умри, лучше не напишешь».

Улица Садовая. Мне кажется, что в каждом городе мира есть, или, как минимум, должна быть улица с таким незатейливым названием. «Улица Садовая, скамеечка кленовая», — это не николаевская песня, но запросто могла появиться и у нас. Эту улицу можно разглядеть уже на самом первом плане Николаева (арх. И.Старов, 1790 г.). Она являла собой восточную границу застройки города. Весь Николаев первого десятилетия от Наваринской до Слободки – всего двенадцать поперечных улиц. И название логичное – вся территория между Херсонской и Пограничной представляла собой сады и огороды, а также «сберегаемые натуральные лески, между которыми в добавке разных больших дерев семена сеются».
Долгое время основная застройка города происходила в северной его части, тесно прижимаясь к градообразующей верфи. А земли южнее улицы Херсонской (проспект Ленина) представляли собой левады, сады и песчаные пустыри. Садовая в это время послужила архитекторам города одной из двух осей (вторая ось – Херсонская), на которые «опиралась» городская застройка. Долгое время она оставалась самой широкой улицей Николаева.

Строго говоря, начало улица Садовая берёт не на Адмиральской площади, а от Манганариевского сквера. Сегодня это место широко известно горожанам как парк «Сердце города», пребывающий в перманентном «инфарктном состоянии». Заканчивалась же улица выходом на воду. В первые годы существования Николаева (до рождения коммерческого порта) по Садовой проходил транспортный коридор на Одессу и Очаков. «Старая переправа» представляла собой небольшой причал на лимане, с которого людей и небольшие грузы перевозили лодками на мыс в районе Малой Коренихи.

Если хотите совершить прогулку по Садовой, то сделайте это с севера на юг. От Адмиралтейства – так в народе называют административное здание судостроительного завода имени 61 коммунара. В советское время шпиль здания вместе с корабликом на самом верху был визитной карточкой города. Во время строительства админкорпуса (начало 1950-х) в шпиль было заложено послание потомкам, которое будет открыто совсем скоро, в 2017 году. Напротив стены с надписями «завод работает на коммунизм» и «пятилетку в четыре года» расположен комплекс казарм флотского экипажа. Проект архитектора К.Аккройда, строгий классический стиль. Сто пятьдесят лет назад западное здание было отдано под мужскую гимназию. В двух других флотские «бараки» просуществовали до советского времени, сегодня там находится областной краеведческий музей.
На картах конца девятнадцатого века возле главного входа в северное здание обозначен памятник матросу Игнату Шевченко. Бюст когда-то перевезли в Севастополь, а в конце прошлого века воссоздали заново, но уже возле западного здания, которое в то время занимал строительный колледж. Под зданиями расположены огромные резервуары, подземные бассейны, устроенные на случай пожара. Некоторые утверждают, что из казарм на территорию завода ведут огромные подземные ходы, по которым даже может проехать автотранспорт. В 1862 году в одном из зданий экипажа открылась портовая ремесленная школа. Она позже переехала в каменные одноэтажные постройки (сооружены в 1790 году на углу Садовой и Никольской). Школа была закрыта в 1914 году по причине сокращения работ на Адмиралтействе. До настоящего времени здания не сохранились.
Площадь, с которой начинается улица Садовая, вначале носила название Гимназическая. Но после смерти командира Черноморского флота и николаевского военного губернатора Манганари на этом месте был разбит сквер, названный именем адмирала. В двадцатых годах прошлого века сквер был переименован в Пролетарский.
На углу Садовой и Спасской находились Мореходные классы. В них принимали юношей всех сословий от 14 до 20 лет, умеющих читать и писать. Обучение было бесплатным за счёт государственного финансирования. На квартал ниже (Большая Морская) располагалось общество попечения о бедных и беспризорных еврейских детях. В этом районе сохранилось несколько старинных домов, довольно интересных с точки зрения архитектуры и стиля. Недалеко от этого перекрёстка в начале девятнадцатого века можно было встретить аптекарскую лабораторию и казённую аптеку. На Садовой № 7 (угол Потёмкинской) работал пивоваренный завод № 27 Остринского, арендованный Н.Семёновым. После революции там уже не выпускалось ни «Пильзенское», ни «Царское», а расположился оптовый склад пива и сухих прессованных дрожжей Одесского пищетреста. В 80-х годах прошлого века на этом самом месте было начато строительство современного Дворца культуры для работников старейшего судостроительного завода. С началом перестройки работы были остановлены, а в начале нового века здание было достроено уже как торгово-развлекательный центр «Сити».
На другой стороне квартала долгое время располагалась Ремесленная управа, учрежденная в 1803 году и охранявшая интересы работающего сословия города с «целью приращения ремесленного искусства». С управой рядом находился Касперовский молитвенный дом. Проект строительства храма Иконы Касперовской Божьей Матери был готов в середине девятнадцатого века, но закладка состоялась только в 1904 году. На картах 1908 года храм значится как строящийся, хотя освящение его состоялось. Семиглавая церковь в псевдорусском стиле была достроена только к началу Мировой войны. Спустя двадцать лет церковь закрыли, а здание передали рабочим завода имени 61 коммунара под клубные нужды.

«Садовая – зеркальце города. Небольшой осколок, в котором отражается душа Николаева, не успевшего выскочить из прошлого, не имеющего воли шагнуть в будущее. Так и стоит он (мы!) на перекрёстке времён, тщетно пытаясь одной рукой сохранить следы истории, а другой — натянуть на себя конъюнктурные одежды сего дня».
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»