Эту фотографию я увидел несколько лет назад на сайте «Николаевский базар». Там, где собираются любители и настоящие знатоки истории города. Многострадальная улица, из-за которой Николаев иногда в шутку называют «Красноперекопск». Очередная авария теплотрассы или водопроводной ветки вскрыла спрятанное под метровым культурным слоем последнего столетия. Кирпичная старинная кладка, арочный свод. Подвал? Катакомбы? Мины? Самотечная канализация? Вопросов больше чем ответов. Таинственные истории подземного города, на которые как бабочки слетаются романтики и фантазёры.
Создание легенд и мифов процесс сложный и малоизученный. Вероятно, как трупы павших животных под действием давления и времени становятся полезной чёрной жидкостью, из которой человек научился «выжимать» дорогостоящее топливо, так и мусор устного литературного творчества – слухи и домыслы – спустя столетия может стать полноценным мифом. А миф – это категория уже не столько литературная, сколько коммерческая. В отличие от горькой правды, мифы легко продаются. Часто именно они (мифы и сказки) лежат в основе туристической привлекательности того или иного региона. Люди готовы ехать на родину сказочных персонажей – Санта Клауса или Бабы Яги; хотят прогуляться по улицам, на которых литературный Мишка Япончик расстреливал конкурентов по криминальному бизнесу; мечтают увидеть замок, в котором пил кровь юных дев (а может и не совсем юных?) граф Влад Цепеш, более известный как «Дракула».
Созданием мифов никто отдельно не занимается (если не считать мифами фальшивки, распускаемые спецслужбами в политических целях). Интересная фабула должна не только попасть в резонанс общественному мнению, но и оказаться архетипичной, то есть затронуть изначальные врождённые психические образы социума и отдельного человека. Миф это отражение коллективного бессознательного. Это то, о чём мы (как социальная группа) втайне мечтаем, или то, чего боимся. Прежде чем стать мифом, история обязательно проходит этап литературной обработки – устной или письменной. Она непременно должна обладать стройным сюжетом, отвечающим всем канонам литературного произведения.
За двести двадцать пять лет, прошедших со дня основания верфи «Николаев», в нашем городе сформировалась собственная подборка мифов. Часть из них носит военно-политический характер, некоторые рождены для того чтобы насмешить современников и раствориться, а наиболее интересные периодически оживают в коллективной памяти городской громады. Умение вычленять эти золотые зёрна и ставить их на службу горожанам – вот чему надо научиться, если мы хотим запустить в работу процесс формирования общественного интереса к городу.
Самый красивый миф Николаева – сказка о «городе невест». Основанный на невнятных историях подвоза незамужних девушек в места постоянной дислокации холостого мужского населения (солдаты, судостроители, матросы, заключённые) на берегах Буга и Ингула, этот миф на плаву уже как минимум два столетия. И надо сказать он таки хорошо работает. Особенно в последнее время, когда границы стали настолько прозрачными, что количество иностранных женихов пенсионных лет в Николаеве превышает число коренного мужского населения этого же возраста. Каждый второй седобородый старец на улице Советской в шортах и сандалиях (надеваемых как водится с носками!) – это “love-турист» из Западной Европы или США. Он приехал познакомиться со своей украинской невестой. Немолодая «молодая», оставив на временное попечение своих детей (а зачастую и внуков) мчится на свидание, не забыв прихватить с собой переводчика. Поскольку в школе училась плохо, а времени и сил на самосовершенствование в зрелом возрасте не нашлось.
Миф о николаевских катакомбах, хоть и находится на втором месте по популярности, но структуру имеет рыхлую. Более напоминает картинку детского калейдоскопа, состоящую из элементов разного формата и цвета. Это ничего, что на самом деле катакомбами в науке называются подземные погребальные галереи, то есть кладбища. Мы готовы в каждом подвале или помещении, расположенном ниже уровня земли видеть эти таинственные ходы. Кто только не писал про подземный Николаев. По количеству публикаций и легенд эта историческая тема наверняка впереди иных. И в сегодняшней статье я хотел бы озвучить основные мифы и слухи на эту тему. Не будем отделять явные сказки от того, что на самом деле имеет фактическую основу, а просто перечислим сюжеты, которые встречаются чаще иных. Итак, начинаем.
«На «лагерном поле» есть вход в катакомбы. По ним один знакомый диггер (исследователь подземных коммуникаций) дошёл до Варваровского моста. В том же районе есть непонятный участок земли, что-то вроде огорода, в центре которого стоит шалаш. Этот шалаш на самом деле маскирует настоящий вход в катакомбы».
«Из подвалов гостиницы «Украина» когда-то можно было войти в катакомбы, которые ведут до самой «Домашины». Там же во дворе, за разрушенным старинным зданием, которое соседствует с музыкальным училищем, есть огромный подвал. Из него идёт ход в сторону Московской, но через тридцать метров туннель завален землёй».
«Один дедушка ходил по катакомбам от улицы Потёмкинской до завода имени 61 коммунара. Понятное дело, деда давно уже нет в живых, потому проверить нет возможности. Его супруга работала в психбольнице и рассказывала, что в середине 50-х годов к ним милиционеры привозили человека, которого выкопали из-под завалов в катакомбах. Он нёс всякую ерунду про клады, какую-то карету, о том, что шайка бандитов много лет расчищает подвалы города в поисках какой-то золотой кареты».
«В Пионерском сквере, возле памятника Шуре и Вите есть артезианский колодец. Он сверху завален плитой и камнями. Двадцать лет назад в колодец опускалась неизвестная экспедиция на глубину 70 метров. Сам колодец в диаметре не менее 5 метров. Такой же есть в районе Дома офицеров флота. Мы там были».
«На территории католического костёла (Макарова, угол Декабристов) есть засыпанный вход в сокровищницу возле забора. Когда ремонтировали здание поликлиники на Лягина и перестраивали под «Дельта-лоцман», рабочие нарвались на катакомбы, которые вели в сторону костёла. Но их засыпали. От католического собора шёл подземный путь в соседнее здание, которое не так давно занимал краеведческий музей. Там ходили монахи на службу».
«Возле горки для фристайла (в районе Варваровского моста) есть котельная. На её территории вход в катакомбы, в которых течёт ручей. Недалеко от этого места, за баром «Ольвия» (яхт-клуб) есть грот со сводчатым потолком и множеством ходов. Оттуда идёт знаменитый подземный ход на правый берег лимана. Но туда не дойти, он обвален на середине реки».
«В районе комендатуры (улица Никольская) есть двор с входом в подвальное помещение, накрытый плитой. Как-то ребята сняли плиту и спустились в подвал. Оттуда идёт арка несколько метров, дальше обрывается. Мальчики копали, но не далеко. Пока их не выгнали взрослые».
Также, по слухам, входы в подземный город есть: во дворе кинотеатра «Родина», под рестораном «Пирог» и магазинами на квартале по Большой Морской, на Московской возле подвала «Радиодетали», из госпитальной церкви, из зданий флотского полуэкипажа в сторону завода, из двора за ДК УМВД, с территории бывшего пионерлагеря «Партизанская искра», возле входа в «Сказку» со стороны областного дворца культуры. Из механического цеха завода имени 61 коммунара ход ведёт на другой берег Ингула, на Темвод. Туда же (на Темвод) по слухам ведёт тайный коридор из погреба дома на Спасской между Карла Либкнехта и Московской. Из одного дома на одной из Слободских можно катакомбами пройти на морпорт и потом под рекой выйти на острове Батарея.
«В годы второй мировой подпольщики бежали из гестаповских застенков по катакомбам. Первый раз они вышли у Госпитальной церкви, а второй раз на берегу реки. На спуске возле площади Соборная есть вход в катакомбы. Это железная дверь, которая наполовину вросла в асфальт. Если туда зайти, то можно выйти в районе Лагерного поля».
Да, мы хотим, мы просто жаждем тайн, находок, кладов и подземелий. Истории про золотую карету (то ли императрицы Екатерины, то ли князя Потёмкина), которая провалилась в николаевские катакомбы и никто не может её найти, передаются из поколения в поколение. Каждая ямка, каждый подвал, по мнению романтиков-кладоискателей, может быть дверью в подземный Николаев с его сокровищами. Неплохо было бы конечно найти хоть один достаточно длинный подземный ход (ну а если такого на самом деле не существует, то построить, в конце концов!) и водить желающих на экскурсии с леденящими кровь историями из жизни обитателей николаевских подземелий. Один из таких рассказов можно найти в книге «Глухой фармацевт», в которой описываются события первых лет советской власти в Николаеве.
«Ребята прошли по знакомому пути четыреста метров и свернули в зловещую пасть второй катакомбы. Она сразу показалась страшнее первой, хотя в ней был такой же твердый грунт, только свод, правда, выше. Можно было идти согнувшись, а не ползти. Метров через триста они стали замечать, что свод становится все ниже, а грунт рыхлее, наконец ноги стали проваливаться по щиколотку. Показалось, что постепенно начался подъем.
— Мы прошли по диагонали от первой катакомбы вправо метров шестьсот, — стал рассуждать Сашка. — Значит, мы сейчас находимся под самой серединой Потемкинской улицы, где-то между Соборной и Московской».
Другую историю того же времени я сейчас вам расскажу напоследок. Обязательно рассказывайте её, когда водите гостей города по старому Николаеву.
«Дело было в начале двадцатых годов. Банда «Чёрная кошка» после ограбления засела в здании на углу Соборной и Херсонской (там, где сейчас магазин «Сотка»). Милиция поставила бандитам ультиматум – полчаса на сдачу оружия. Когда время вышло, милиционеры ворвались в здание, но никого там не обнаружили. Преступники ушли через подвалы. Чекисты кинулись в погоню, дошли под землёй до улицы Таврической (Шевченко), и тут в катакомбы хлынула вода. Один из милиционеров спасся, а трупы остальных спустя несколько дней вынесло в Ингул в районе моста».
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»