История с отчётом 1899 года

Даже всесильный  Google не знает, кто первый произнёс гениальную по своей двусмысленности фразу: «выборы – это праздник демократии». Но я согласен с автором, независимо от того, что именно он имел в виду. Продолжая важную мысль, хочется добавить, что праздник этот если не всегда, то очень часто с нами. Количество выборов, проведенных в Украине за последние годы, давно переполнило чашу терпения избирателя. Как всё-таки утомительно жить в «стране вечного праздника». И когда наступают спокойные, свободные от политики будни, обычный гражданин облегчённо выдыхает. Так выдохнули и все николаевцы на этой неделе. Мы уверенно прошли второй тур «мэрских» выборов, а значит, городской совет может спокойно начинать готовиться к первой установочной сессии, на которой по традиции примут присягу депутаты и новый городской голова.

Предположительно (так, во всяком случае, сегодня настроена Верховная Рада) местные советы и городские головы избраны не на полный срок, а лишь на «половинку», всего на два года. В случае принятия поправок к Конституции Украины местная власть получит новые полномочия и будет с 2017 года избираться по иным правилам на пять лет, вместо четырёх, положенных сегодняшним Законом. А что можно сделать за неполный срок, за «каких-то» семьсот тридцать дней? Только лишь начать разбираться с тонкостями городского хозяйства или всё-таки что-то отремонтировать, заасфальтировать, наладить, построить? Лучший ответ на вопрос о нашем будущем всегда запрятан в нашем прошлом. Берём газету стопятнадцатилетней давности и находим именно то, что нам сегодня надо.

«Южанинъ», среда, 13 января 1899 года. «С наступлением Нового года истекла первая половина срока полномочия нынешнего состава нашей городской думы. В состоявшемся вчера заседании городской думы был прочитан обширный и обстоятельный доклад городского головы В.А.Даценко о результатах деятельности городского общественного управления за минувшие два года». Сегодня себе даже трудно представить, чтобы депутаты (как местные, так и народные) собрались на заседание 12 января, а городской голова тратил время каникул на подготовку доклада в самый разгар весёлых праздников, хотя с новыми прогрессивными персоналиями это вполне возможно. Но речь даже не о том. Что же успели сделать наши земляки в конце позапрошлого века за два года. Предлагаю почитать отчёт, и экстраполировать его на ситуацию, в которой оказалась свежеизбранная николаевская дума… ой, простите – городской совет.

Первейшей задачей своей правление города ставило решение вопрос о «дальнейшем углублении водяных подходов к Николаевскому порту» (вполне ведь и сейчас насущная проблема). Расширение деятельности Николаевского порта, который являлся в те годы главнейшим источником средств пополнения городской кассы, было первостепенной задачей местной власти. И решение в пользу города было принято. «Углубить морские подходы к Николаеву до 30 футов и устроить здесь обширный глубокий рейд… чтобы приходящие в коммерческий порт глубокосидящие иностранные пароходы имели возможность получать здесь полный груз зернового хлеба».

Читаешь эти строки из отчёта и понимаешь: мало что изменилось в жизни города за сто с лишним лет. С дноуглублением наши предки (также как и мы сегодня) связывали надежды и на увеличение хлебного экспорта, и на растущее значение Николаева, как средоточия крупного флота. Тем более, что в скором времени ожидалось открытие двух громадных судостроительных и механических заводов. Это обещало «сделать наш город крупным заводским центром» с количеством рабочих до 7,000 человек. Отдельно было указано, что планируемое открытие промышленных гигантов уже на тот момент дало сильный толчок домостроению и «сразу увеличило ценность наших недвижимостей в три, четыре и во многих случаях даже в пять раз». Интересно и то, что на первые пять лет новые заводы были освобождены от всех сборов и налогов в пользу города, но по истечению льготного периода эти платежи должны были стать наиболее крупными источниками доходов местной казны.

Выдающимся событием минувшего двухлетия городской голова назвал открытие Николаевских конно-железных дорог. Речь идёт о городской конке, прародительнице знаменитого николаевского трамвая. Успело оправдать возлагавшиеся на него надежды и городское кредитное общество, открытое по инициативе городского головы. Несмотря на кратковременное своё существование (с июля прошлого года) оно привлекло 123 заёмщика, которым выдано ссуд на 746,000 рублей. Это будет «несомненно способствовать дальнейшему украшению города новыми постройками на месте нынешних развалин и пустырей, количество которых значительно». К сожалению, спустя двенадцать лет (уже при другом городском голове) эта финансовое учреждение лопнуло, а под его обломками было погребено много чудных начинаний. В том числе и театр Лебедева, о чём подробно в «Вечёрке» написано в статье «Сказка про Властелицу» 15 января этого года.

Отличилось городское общественное управление (городская Дума) и в сфере народного образования. В последние годы были построены прекрасные по тем временам здания для двух женских гимназий, число учащихся в которых доходило до 900 человек. Кроме того, шестиклассная женская прогимназия преобразована в семиклассную гимназию; подготовлен к строительству проект здания для начального училища; увеличена школа на хуторе Мешково; собрана сумма для расширения Пушкинской школы; выделено 20,000 рублей на достройку здания реального училища; «возбуждено ходатайство об открытии в Николаеве среднего технического учебного заведения и отводом участка городской земли под здание для этого училища».

15 августа 1898 года состоялось открытие нового здания Второй женской гимназии, построенного по проекту городского архитектора Евгения Штуккенберга.
15 августа 1898 года состоялось открытие нового здания Второй женской гимназии, построенного по проекту городского архитектора Евгения Штуккенберга.

За отчётный период (как говорится во всех отчётах бюрократического толка) была значительно расширена городская больница: выстроен новый образцовый (это отдельно было подчёркнуто) хирургический павильон на 30 кроватей, построено помещение для заразных больных (40 кроватей), значительно расширено родильное отделение, приобретена новая дезинфекционная камера, в которую можно вкатывать целую кровать с постельными принадлежностями. К сожалению, больница имела огромный недостаток – отсутствие водопровода, но эту проблему планировалось устранить уже вместе с устройством в городе общей водопроводной сети.

Городской голова Василий Даценко акцентировал в своём отчете и внимание на вопросе расквартирования расположенных в Николаеве войск. Это ещё совсем недавно составляло больное место городского самоуправления. Пехотный Прагский полк, Донской казачий полк, резервный батальон и конвойная команда разместились отныне в собственных казармах города. Кроме того, были построены: сводный лазарет, полковая церковь, собрание Прагского полка. Величина выгоды для городского бюджета была проиллюстрирована следующими цифрами: в 1891 году плата за найм и ремонт частных казарм доходила до 79,000 рублей, на прошлый же год (1898) из городского бюджета было израсходовано на 36,000 рублей меньше.

За два года в Николаеве было построено 412 одноэтажных домов, 15 полутораэтажных, 109 двухэтажных и 3 трёхэтажных – всего 539 зданий. Был благоустроен скотопригонный рынок, потрачено 35,000 рублей на устройство нового рыбного ряда, возбуждено ходатайство об открытии в Николаеве двух почтово-телеграфных отделений на городские средства. Приобретены новые подметальные и поливальные машины для городского обоза, увеличено количество санитарных участков с учреждением нового в районе между западной границей города и берегом Южного Буга. Вспомнив о том, что в то время церковь не только не была отделена от государства, но православие имело в России статус государственной религии, мы не удивимся, прочитав следующий пункт отчёта: «Ассигновано на иконостас для церкви в память Императора Александра ІІ 6,500  рублей и 12,343 рублей на окончание постройки церкви».

Немало задач, решение которых планировалось выполнить позже, было запроектировано городской Думой в период первой половины своей каденции. Разработан и принят проект устройства в городе электрического освещения. Дано «надлежайшее направление водопроводному вопросу». Сделаны попытки «древонасаждения на Садовой улице и двух площадях». Несмотря на отсутствие водопровода и связанные с этим трудности в содержании зелёных насаждений Дума признаёт эти попытки удавшимися. На Садовой принялись 3,300 деревьев, на Спасском сквере 1,600, на Копытовском сквере – 540. «С устройством водопровода все эти парки и бульвары сделаются прекрасным и полезным украшением города».

Конка на Соборной 
Конка на Соборной 

Тяжело сквозь толщу веков судить о том много или мало было сделано городским самоуправлением под руководством Даценко. Но вполне реальные шаги не могли остаться незамеченными. Тем более что построенные в те годы знаковые здания и уложенные мостовые прекрасно дожили до наших дней и могут свидетельствовать в пользу правильности политики, проводимой городской думой конца девятнадцатого века. Доклад городского головы заканчивался такими словами: «Из изложенного перечня нельзя не усмотреть, что в последние два года хозяйственное, экономическое и благоустройственное развитие нашего города сделало большой шаг вперёд, что следует без сомнения приписать руководящей деятельности думы, энергичному и добросовестному отношению к интересам города и к городской службе членов управы и комиссий, которым дума поручала разработку текущих городских вопросов».

Нескромно? Вероятно да. Но если мы с вами допустим уместность такой формулировки, то мы должны пойти дальше и все вопиющие недостатки в городском хозяйстве, проявившиеся в наше время должны также «приписать руководящей деятельности» действовавшей городской думе и чиновникам исполнительной власти. Иначе, о какой исторической логике может идти речь?

Николаев сделал свой выбор. Сколько времени будет продолжаться каденция нового городского совета и головы – два года, четыре, пять – мы сегодня не знаем. Хочется лишь пожелать новому составу местного самоуправления, чтобы через сто лет отчёт об их работе, какой бы короткой по времени она ни была, стал предметом гордости, а не поводом для насмешек над глупым населением, достойным лишь безвольной и вороватой власти.

Оригинал статьи в газете Вечерний Николаев

Отмечено