История с героями

22 января сего года Президент Украины Пётр Порошенко подписал указ №17/2016, которым объявил следующий 2017-й «годом Украинской революции 1917-1921 гг». Этим документом Президент определил чествование событий и выдающихся участников Украинской революции «одним из приоритетов деятельности органов государственной власти на ближайшие пять лет».

Если бы был диспут, подавляющее большинство граждан нашей страны аккуратно возразили бы руководителю государства. Они посоветовали бы «власть имущим» вставить в свои приоритеты другие задачи. Как, например: подъём уровня жизни, борьба с коррупцией, снижение налогового пресса и чрезмерной зарегулированности всех процессов, или что-то другое, жизненно необходимое. Но критика власти это тема других авторов. Я бы хотел повести речь о предмете указа. В данном документе перечислено множество мероприятий, запланированных на ближайшие годы: установка памятников, проведение выставок и обновление действующих экспозиций музеев, публикация научных работ, сборников, материалов, выпуск юбилейных монет, знаков, марок, конвертов, сооружение монументов, производство телепродукции и т.д. и т.п. В общем, как вы сами видите, стандартный набор, который можно применить к любому юбилейному событию, буде на это воля вышестоящего начальства и неисчерпаемые средства в бюджете. Есть среди этого шикарного списка и такой пункт: «всесторонняя поддержка научных, краеведческих исследований по истории создания украинского государства и украинского освободительного движения». Вот это уже ближе к теме данной рубрики. Надо понимать, что документом предлагается поддерживать в регионах работы по популяризации героев Украинской революции 1917-1921 годов, имеющих непосредственное отношение к истории городов и сёл. В нашем случае – к Николаеву.

Прекрасная задача, скажу я вам, для профессионального историка или краеведа-любителя. Осталось решить один вопрос и разобраться, что же такое «Украинская революция» и кого именно надо (или можно) именовать её «героем». Раньше оно как было? Февральская и Октябрьская революции, а также герои их (особенно последней) хорошо известны, привычны и заучены со школьной скамьи. А «Украинская» это как, когда и где? Опять же «освободительное движение»: кто, от кого, когда и что именно освобождал. Вопросов больше, чем ответов. Но нас это не должно напугать. Потому давайте разбираться в хронологии событий тех сложных лет, чтобы выяснить для себя картину происходившего сто лет назад на наших землях и конкретно в Николаеве.

Коротко о важном. Украинская революция (национально-демократическая по сути) это современное наименование череды событий, которые происходили в Украине в 1917-1921 годах. «Свергнутая» советская историография рассматривала революцию в Российской империи как единый процесс, игнорируя особенности национального характера, делая акцент лишь на закономерностях, которые были присущи разным по сути событиям, происходившим на территории большой страны. Фактические процессы, которые были отвергаемы идеологами большевизма, получали контрреволюционные ярлыки и именовались «буржуазно-националистическими», вредными восставшему интернациональному пролетариату. Современные же историки хотят рассматривать события тех лет как процесс освободительной борьбы и неудавшуюся попытку утверждения новой государственности в формах Украинской народной республики, Украинской державы и Западноукраинской народной республики.

Итак, какие же известные личности, «отличившиеся» в период 1917-1921 годах, достойны сегодня именоваться героями Украинской революции в «привязке» к городу Николаеву? Вероятно те, которые воевали (или трудились) на «республиканской» или «державной» сторонах, и что было сил оказывали сопротивление становлению большевистской власти в Николаеве. Легче всего было бы сегодня взять список врагов восставшего пролетариата и озаглавить его по-новому, вывернув вчерашнюю историческую «правду» наизнанку. Но настоящая история это не шахматная доска с двухцветными фигурами «свой-чужой», а разноцветный ковёр со сложными узорами, которые, причудливо переплетаясь между собой, создают каждый раз новую картинку. Тот, кто вчера был дружен с большевиками и получал «краснозвёздные» награды из комиссарских рук, назавтра оказывался с другой стороны баррикад. Кто-то с оружием в руках пытался остановить восставшую голытьбу, а кто-то честно работал на своей должности при всех властях, обеспечивая жизнедеятельность крупного рабочего центра. Кто герой неизведанного понятия «Украинская революция»? Кто антигерой?

Наверняка найдётся «скорая историческая помощь», которая быстро составит безапелляционный список «новых героев» и предложит строить им памятники, называть улицы в их честь, писать книги об их подвигах. Новая идеология рано или поздно начинает строить новые пантеоны. Хочется надеяться, что это будет делаться корректно, по возможности мягко, с высокой долей исторической достоверности и с оглядкой на «старые грабли». Мы же пока можем начать вспоминать события и ярких харизматических людей, проявившихся в те буреломные годы в Николаеве и его окрестностях. Но при этом не будем (пока!) присваивать им знаки «плюс» или «минус».

23 апреля 1917 года на волне всероссийских революционных настроений в Николаеве возник Совет рабочих и военных депутатов (председатель Ряппо). В августе прошли выборы в новую городскую Думу. Большинство в ней взяли социал-революционеры, «заклятые друзья» большевиков. Но Совет не успокоился и в ноябре объявил новую власть в Николаеве – ревком во главе с тем же Ряппо. Спустя короткий промежуток времени (1 декабря) Совет переизбрал председателя. Им стал эсер Руденко. Эти перемены были связаны с тем, что Совет депутатов (включая и представителей большевистской фракции) неожиданно поддержал «буржуазно-националистическую» Центральную Раду. Именно в ноябре ЦР одобрила «III Универсал», который провозгласил создание Украинской Народной Республики, территория которой должны была определиться по этническому признаку.

В середине декабря первого года революции большевики начали понемногу брать вверх над национально-ориентированными депутатами, и Центральной Раде пришлось отправить своих гайдамаков с целью восстановления вертикали своей власти в Николаеве. Военные отряды, спешно созданные пролетариатом, вступили в военное столкновение с дружиной ЦР и отстояли город на некоторое время. Советская власть недолго продержалась в Николаеве, и уже в марте 1918 года УНР при поддержке войск Германии и Австро-Венгрии вернула себе полномочия.

Некоторое время киевская власть держалась в Николаеве на усталых германских штыках. За эти месяцы в столице Украины произошёл переворот. Республика в один миг стала Державой с гетманом во главе. Но уже в декабре 1918 года власть перешла в руки Директории (Винниченко, Петлюра и другие), которая свергла Скоропадского. Директория не только продолжала отстаивать интересы рабочих и крестьян, но и вновь пыталась вести политику единой и независимой Украины. Этой же осенью пришло время немецким войскам собираться домой. Их миссия кончилась со свержением гетмана. В Германии разгоралась своя революция, повсеместно создавались солдатские Советы, порождая волну вольности и анархии в среде оккупантов.

Войска Петлюры двинулись в сторону Николаева. Немецкие солдаты соблюдали нейтралитет и паковали вещи в ожидании команды к отправке. От имени Директории полковник Самокиш гарантировал беспрепятственную эвакуацию германских солдат на родину. Но тут на арене появился «кровавый диктатор», «главный атаман» Украины Григорьев. Предательство уставших от войны немецких солдат позволило банде Григорьева достаточно легко разбить сторонников гетмана и войти в Николаев со стороны хутора Водопой.

Комиссар города Юрицин, атаман Григорьев и члены его штаба в Николаеве

Фотография публикуется в периодической печати впервые

Атаман начал хозяйничать в городе от имени Директории и поставил жёсткий ультиматум оккупационным войскам, которые должны были в кратчайшие сроки оставить город. Хаос троевластия (сам Григорьев, который никогда никому не хотел подчиняться, представители УНР и местный Совет депутатов) был разрушен войсками Антанты, которые приравнивали Украинскую республиканскую власть к большевикам. Интервенты поддержали Деникина в его мечтах возродить «единую и неделимую Россию», выбрав плацдармом для подготовки наступления на Москву украинские земли.

В дни празднования нового 1919 года Григорьев вновь появляется в Николаеве и получает карт-бланш от командования украинской национальной армией. Через некоторое время он уже контролирует участок фронта протяжённостью более ста двадцати километров – Олешки, Херсон, Николаев, Очаков, Апостолово. Почувствовав себя диктатором, Григорьев начал ставить ультиматумы Киевскому военному руководству. Затребовав должность военного министра УНР, он сильно оскорбился, получив «кость» в виде гражданской должности управляющего уездом. Атаман начинает «пощипывать» своих союзников – петлюровскую дивизию Самокиша, вступает в сговор с партией украинских эсеров-боротьбистов, критиковавших Петлюру, требует от членов Директории возобновить войну с Антантой за северное Причерноморье.

В январе Петлюра приказывает Григорьеву с его бойцами влиться в состав группы армий УНР. По плану они должны были совместно выступить против белогвардейских войск. Но Григорьев проигнорировал приказ и продолжил действовать самостоятельно, организовывая грабежи и кровавые погромы. 29 января атаман переходит к большевикам и призывает остальные части УНР поступить также. В феврале он уже успешно воюет против Петлюры, вынуждая его войска отходить всё дальше от Юга.

10 марта григорьевцы «берут» Херсон, расстреливая несколько сотен капитулировавших на милость победителя греческих солдат. 15 марта советской украинской армией (а к ней относилась в те дни банда Григорьева) был взят Николаев, 8 апреля атаману сдалась Одесса. В мае Григорьев издал Манифест с обращением к народу Украины, в котором призвал к всеобщему восстанию. Большевистские войска достаточно оперативно разгромили банды атамана, а сам он был застрелен в середине лета командиром повстанческой армии Нестором Махно.

В это время в Николаеве Советская власть, установленная во второй раз 15 марта 1919 года, была на короткое время свергнута восставшими матросами. Красная армия оставила Николаев с боем (6 мая) но через неделю большевики вновь вернулись к управлению городом. В августе фортуна в очередной раз отвернулась от коммунистов, но ни о каком возрождении Украинской независимой республики речь не шла – в город вошли деникинские войска, ведомые генералом Слащёвым. Они продержались в Николаеве чуть меньше полугода и 18 января 1920 года ушли из города, теснимые окрепшими красными отрядами. После этого советская власть окончательно закрепилась в городе. С белогвардейскими частями ушёл издатель, журналист, видный общественный деятель города Сергей Юрицын, который был избран николаевской городской думой комиссаром Николаева со всей полнотой гражданской власти и другие противники большевистской идеологии.

Итак, если наскоро говорить об «украинской революции» в привязке к Николаеву, то можно сказать, что продолжалась она с 1917 по 1920 год (а не по 1921-й, как на большей территории Украины) и проиграла большевикам – проводникам Московских идей по всем фронтам. А самый известный «республиканец», воевавший за Николаев – атаман Григорьев – переметнулся к большевикам, как только они набрали силу. И врядли его можно обоснованно назвать борцом за создание независимого государства Украина.

Скорее всего, самой большой сложностью в выполнении Указа Президента о чествовании героев Украинской революции в Николаеве будет первый этап – составление списка этих самых героев.

Оригинал в газете «Вечерний Николаев»

Отмечено