Одного музея – пусть даже и большого – городу мало. И двух-трёх-четырёх музеев тоже мало. Интерес к прошлому города и быту предков не утолить одним большим краеведческим научным центром, в котором собрано настолько много раритетов, что большая часть надёжно спрятана в недоступных простому посетителю схронах. Музеев должно быть много. И хороших, и разных. И больших, и малых. И таких, чтобы «на весь день», и «получасовых». В учреждениях и на производстве. Экспонаты «малых музеев» так же, как и «больших», способны привлекать внимание вдумчивого посетителя.
Музей истории Николаевского национального университета имени Сухомлинского существует давно. Его фонды постоянно обогащаются новыми предметами, документами и фотографиями. В них отражается судьба вуза и особенности его существования в разные исторические периоды. Руководитель музея, доцент кафедры историографии, источниковедения и специальных исторических дисциплин Александр Хаецкий с гордостью говорит о наиболее ценном поступлении последнего времени – комплекса материалов, связанных с жизнью и деятельностью известного украинского историка и краеведа, доктора исторических наук, профессора Вячеслава Ильича Стрельского (1910-1983 гг.).
– В довоенный период, во второй половине 30-х годов прошлого века Вячеслав Стрельский очень много сделал для развития архивного дела и краеведения, как в Николаеве, так и в регионе. В нашем учебном заведении (он тогда назывался Николаевский педагогический институт) Стрельский возглавлял кафедру истории, был заместителем декана факультета. Мы давно мечтали пополнить музей истории университета мемориальными документами о нём, а также оформить учебную аудиторию его имени.
Александр Хаецкий долгое время вёл переговоры с родственниками Стрельского, которые проживают в Киеве. И вскоре получил объёмную посылку от его дочери – Ларисы Вячеславовны Шевченко. После смерти отца она – сотрудник Института истории Академии наук Украины – занялась систематизацией его творческого наследия (рукописи, переписка, биографические документы, фотографии и др.), составила и опубликовала библиографию. Откликнувшись на просьбу университета, Лариса Вячеславовна передала в дар настоящие сокровища, которые заинтересовали не только тех, кто имеет отношение к вузу, но и всех неравнодушных к истории города. Среди присланного – подлинники и копии фотографий, документов, научных трудов, а также живописных произведений Стрельского (он оставил после себя более двух сотен законченных картин).
Личность Вячеслава Стрельского весьма интересна для изучения, а судьба его типична для малой части тех, чья карьера началась в первые годы советской власти. Но есть и индивидуальные отличия учёного Стрельского от миллиона других советских людей – бесконечная любовь к истории своего края, местных традиций и обычаев. И это не только в отношении того места, где он родился. Переезжая из города в город, из края в край, Вячеслав Стрельский влюблялся в свои новые «родины» и погружался в изучение их истории с бесконечным энтузиазмом вдумчивого исследователя.
Эта страсть сформировалась у него благодаря отцу – Илье Дмитриевичу. Илья Стрелков (после он взял двойную фамилию Стрелков-Стрельский) был известным общественным деятелем Курской губернии, активно участвовал в работе губернской учёной архивной комиссии, в археологических и этнографических экспедициях. Илья Стрельский был журналистом и редактором, сотрудничал с местными газетами и журналами, увлекался (как сейчас бы сказали) аматорским песенным творчеством. Он был одним из создателей Курского русско-украинского хора и организатором мероприятий памяти Тараса Шевченко. На одной из фотографий Илья Дмитриевич запечатлён среди участников знаменитого хора под руководством выдающегося украинского композитора Николая Лысенко.
Но самой большой его любовью был театр. В 1915 году Стрельский основал единственный в провинциальной России театральный журнал «Курский театр». Издателем значилась его сестра Пелагея Дементьева. Отсутствие достаточного количества подписчиков заставило Стрельского прекратить выпуск издания на второй год его существования.
После переворота 1917 года Стрельский-старший работал в отраслевых периодических изданиях, участвовал в кооперативном движении, редактировал газеты и был прогнозировано (как ветеран революционного движения 1905 года) осуждён по ложному доносу и приговорён к расстрелу в 1937 году. В те дни его двадцатисемилетний сын Вячеслав уже достаточно высоко поднялся по карьерной лестнице, работая одновременно в государственном архиве и Николаевском педагогическом институте.
Пример бескорыстной любви отца к этнографии и краеведению не мог не повлиять на мировоззрение Вячеслава. Это в огромной мере и определило выбор будущей профессии. Юность Стрельского совпала с так называемым «золотым десятилетием советского краеведения» – двадцатыми годами прошлого века. Осенью 1924 года Вячеслав поступает в Курскую образцовую школу с педагогическим уклоном и с этого момента принимает участие в работе губернского общества краеведения. Он выступает с докладами о местном фольклоре и перспективах краеведческой идеи в среде школьников. В пятнадцать лет Стрельский инициирует создание губернского бюро юных краеведов и начинает самостоятельную исследовательскую работу. В семнадцать лет он становится членом краеведческого губсовета, а через год вступает в межокружной совет по этой же теме и возглавляет окружное бюро юных краеведов.
С 1926 по 1930 год на правах сотрудника местного краеведческого музея Вячеслав Стрельский принимает участие в археологических экспедициях и раскопках. С 1930 он работает учителем сельской школы, а после переезда с родителями в Грозный (1931 год) получает должность заместителя ответственного секретаря и заведующего научно-технической библиотекой завода «Красный молот». Одновременно он работает научным сотрудником Чеченского научно-исследовательского института краеведения.
С 1932 по 1935 год Вячеслав Стрельский учится в Московском историко-архивном институте. После его окончания он был направлен на работу в наш город. Начинается самый яркий период его жизни, именуемый «николаевским», который продлился до начала войны и эвакуации на восток. В краткой автобиографии рукой Стрельского написано: «После окончания института был командирован в г. Николаев, где с 1935 по 1941 год работал в качестве научного сотрудника Николаевского государственного исторического архива и заместителем начальника – старшего научного сотрудника отдела Госархивов УНКВД по Николаевской области. Одновременно с этим, с 1937 по август 1941 года, являлся старшим преподавателем и заведующим кафедрой истории Николаевского государственного педагогического института. В период работы в Николаеве читал лекции по истории СССР… на курсах учителей-историков восьмых и девятых классов средней школы… В это же время мною была разработана, на основе документальных материалов, «История города Николаева», отдельные части которой, в количестве 75 статей, были опубликованы в различных газетах и журналах». Последняя довоенная статья вышла 19 июня 1941 года – «Город Николаев. По историческим местам нашей области».
История с «Историей города Николаева» авторства Стрельского не лишена таинственности. Её рукопись исчезла. Эта монография изначально собиралась и писалась как кандидатская диссертация. Защита её была назначена на осень 1941 года. В 1940 году книга была практически закончена, и о ней неоднократно писалось в местной прессе.
В заметке под названием «История города Николаева» (30 января 1940 года) был опубликован следующий текст: «В прошлом году исполнилось 150-летие со дня основания города Николаева. Но до последнего времени не было капитальной работы, в которой было бы рассказано об истории города корабелов. Эту работу выполнил молодой историк тов. Стрельский, закончивший писать книгу «История города Николаева». Над книгой автор работал в продолжение трёх лет. Им были собраны многие ещё нигде не опубликованные материалы, хранящиеся в архивах и музеях Москвы, Ленинграда, Одессы, Харькова, Херсона. Впервые в книге описаны военные события в Николаеве в 1883 году, антивоенная забастовка 1916 года и ряд других ярких эпизодов… Заканчивается книга рассказом о городе за время советской власти». Вышли в 1940 году и иные публикации на эту тему: «Диссертация молодого учёного» и «Творчество» («Южная правда»), «Історія міста Миколаїв» («Більшовицьке плем’я»).
К началу 1941 года монография по истории города была практически готова, но ещё не публиковалась. Судя по отзывам, это был фундаментальный сборник документов, равного которому до того времени в Николаеве не было. Существует легенда, что перед тем, как уехать в эвакуацию с архивом документов НКВД, Стрельский спрятал рукопись «Истории города Николаева» в жестяную коробку (вариант – сундучок) и закопал её в своём дворе на улице Адмиральской (вариант – во дворе областного архива). После возвращения из Сибири (в эвакуации Стрельский работал в Омском государственном архиве) он вернулся в Николаев и не нашёл рукописей. После чего написал новый труд под таким же названием и в 1945 году защитил кандидатскую диссертацию по этой теме. По другой версии он увёз черновик с собой, в Николаев более не возвращался, а уже после защиты расширил тему исследования и подготовил новую книгу «История Николаевщины», рукописи которой хранятся в николаевском архиве.
Некоторое время Стрельский поддерживал связь с нашим городом. В марте-апреле 1945 года в «Южной правде» вышли две его статьи: «Великие традиции революционной борьбы (революционные события 1903-1905 гг. на николаевских судостроительных заводах)» и «Моя работа над историей Николаева». В этот момент Стрельский уже заканчивал сбор материалов и готовился к защите. Надо сказать, что это была первая диссертация по теме истории нашего города. Сразу после защиты Стрельский возглавил вновь созданную в Киевском университете кафедру архивоведения и специальных исторических дисциплин, которой руководил до 1982 года.
В Николаеве Стрельский женился, здесь же родилась дочь Лариса. Именно она, в прошлом работник отдела краеведения Института истории Национальной академии наук Украины, сделала прекрасный подарок университетскому музею, который помнит Вячеслава Стрельского и всячески старается сохранить память о неординарном учёном и краеведе. Среди переданных фотографий лишь несколько связаны с «николаевским периодом» Вячеслава Ильича. Теперь эти и другие предметы, и артефакты, связанные с жизнью и работой известного исследователя и педагога, хранятся в музее истории университета. Эти материалы также послужили основой для оформления мемориальной учебной аудитории в институте истории, политологии и права (корпус на площади Коммунаров).
Имя Стрельского заслуженно упоминается рядом с именами других ведущих краеведов Николаевщины первой половины двадцатого века: Феодосия Каминского, Николая Лагуты и Василия Фидровского. За сравнительно короткий период жизни в Николаеве Вячеслав Ильич внёс большой вклад в изучение истории края и систематизацию событий прошлого. Для него самого это были годы творческого роста (когда он приехал в Николаев, ему не было ещё и двадцати пяти лет), приобретения ценного научного, преподавательского и жизненного опыта. Его работы обогатили не только местное, но и всеукраинское краеведение и историографию.
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»