Эта фотография вряд ли что-то скажет молодому поколению жителей города. Я и сам не сразу понял, что запечатлено на ней. Но карандашная надпись на обороте не оставила мне сомнений: «Минарет на Котельной».
Снимок сделан не позднее третьей четверти прошлого века. Ведь уже много лет за забором, ограждающим хозяйственную территорию парка Петровского (ныне – «Народный сад») находится лишь фундамент минарета, исписанный различными надписями.
На сайте Николаевского областного государственного архива в рубрике «Документальные выставки on-line» размещена подборка документов из истории мечети нашего города. Одним из текстов оказался акт, составленный ровно семьдесят лет назад, в июне 1946 года. «Мы, нижеподписавшиеся архитектор-консультант Управления архитектуры при Совете министров УССР Д.Криворучко, начальник николаевского областного отдела архитектуры Т.Бабаян, старший инженер областного отдела Г.С.Тихвинский составили настоящий акт про результаты обследования памятника архитектуры – Татарской мечети в городе Николаеве. Установлено, что мечеть построена в 1869 году морским ведомством для моряков татар. Сооружена из Одесского камня-известняка (черепашечника). Мечеть разобрана в 20-х годах нашего столетия, остался один минарет-башня. Башня в запущенном состоянии, частично штукатурка отвалилась. В связи с тем, что убраны стены, с которыми минарет был связан, сейчас башня имеет немаленький наклон, но благодаря толстым стенам (100 см. по низу) выявилась достаточно стойкой. Сейчас с практическими целями не используется, стоит во дворе хозяйства завкома завода 444. Башня служит геометрическим триангуляционным пунктом в Николаеве. Вывод. Башню считать памятником архитектуры местного значения, взять под государственную охрану, провести консервацию: накрыть крышу и заштукатурить стены для защиты от размывания дождями и выветривания». В сентябре того же 1946 года минарет был включён в список №1 «Памятников архитектуры, взятых под государственную охрану» с примечанием «руины».
Основанная в 1862 году рядом с Девичьим (Девическим) училищем для дочерей нижних чинов магометанская (татарская) мечеть построена спустя семь лет. Средства на её сооружение были выделены Морским ведомством. Через четверть века (1894 год) мечеть упразднили из-за отсутствия на черноморском флоте в Николаеве матросов-магометан. Позже магометанский храм на короткое время превратили в склад, который развалился в двадцатых годах.
Некоторое время одинокий минарет был привязан к николаевской геодезической сети как носитель плановой координаты с заданной степенью точности. Возвышенность строения обеспечивала видимость на соседние пункты сети по всем направлениям. Таким образом, остатки религиозного здания долгие годы приносили пользу народному хозяйству столицы советского судостроения.
Построенный из лёгкого пористого камня, минарет пережил основное здание мечети на несколько десятков лет и был окончательно разобран местными жителями на стройматериалы. К этому моменту территория перестала принадлежать заводу №444 (сиречь — Черноморский судостроительный) и была отведена парку культуры имени Петровского.
Итак, с чего же всё началось? 12 августа 1862 года общество Николаевских магометан обратилось с прошением к Его Превосходительству Главному командиру Николаевского порта, господину генерал-адъютанту и Кавалеру Глазенапу. «Общество наше, состоящее исключительно из отставных и служащих нижних чинов, не имеет своей мечети». Мусульмане попросили передать один из казённых домов под мечеть. Речь шла о полуразрушенном здании бывшей женской больницы. Получив от строительной части порта открытый лист и план на указанное место, матросы магометанского вероисповедания были готовы приступить к строительству, но обычное дело – неимение достаточных средств на работы – заставило просить «благосклонного разрешения Его Превосходительства об оказании какого либо пособия на построение мечети».
После нескольких отказов, в 1865 году Главный командир порта выделил три тысячи рублей, на которые и было начато в 1866 году строительство мечети. В 1870 году общество военно-морских магометан сообщило, что «каменные работы главного корпуса и минарета доведены до окончания и покрыты железом. На эти работы весьма беднейшее общество поизрасходовало всех средств, не в состоянии продолжать». Постройка остановилась на том этапе, когда исполнять богослужения ещё было невозможно. Все годы строительства общество просило Его превосходительство добавить денег и «довершить свои благодеяния, но к крайнему прискорбию, общество, не получив пособия и теперь не имеет средств окончить работ». Отчаявшись просить финансовой поддержки, мусульмане попросили разрешения Обществу открыть подписку «о пожертвовании на окончание работ строящейся в городе Николаеве мечети».
10 октября 1870 года комиссия, созданная для освидетельствования мечети и определения суммы, необходимой на достройку её (в состав вошли: инженер-полковник Рулев и инженер-капитан Никонов) была направлена на место строительства с целью подготовки итогового документа-предложения. Работа комиссии дала свои положительные результаты. 24 декабря того же года Управляющий морским Министерством сообщил Главному командиру Николаевского порта, что «Император в 14 день сего декабря высочайше соизволил назначить из свободных остатков по текущей смете Морского Министерства 1 534 рубля на устройство магометанской мечети в Николаеве». Николаевский военный портовой магометанский имам получил эти деньги, на которые «все работы по постройке мечети были совершенно окончены». И мечеть начала свою работу.
1 апреля 1880 года было принято решение о закрытии старого татарского кладбища, расположенного на берегу Ингула и переводе его на другое место. Слухи о том, что это сделано было по причине того, что вода реки подмывала крутые склоны и местами гробы сносились в реку, либо становились жертвами вандалов, не подтверждались. Протокол, составленный околоточным надзирателем 19 февраля 1879 года, гласил: «Кладбище то обнесено завалившимся от давности и едва только заметным в настоящее время рвом. Могилы на самом кладбище находятся в самом лучшем надлежащем их виде и ни одной разрытой могилы не нашёл. Хотя через кладбище пролегает маленькая тропинка к реке Ингул, по которой жители живущие вблизи того кладбища ходя к реке по воду, но вреда тем кладбищу не приносят». Затем околоточный перечислил фамилии и имена большой группы живущих рядом горожан, которые пояснили, что «живут в это местности больше десяти лет и никогда не видели, чтобы мальчики или кто либо другой выкапывал бы с могил различные части трупов, а равно не видели и не слышали, чтобы валялись на кладбище человеческие кости».
Под новое магометанское кладбище было отведено место размером 50 на 25 саженей (106 на 53 метра) в районе еврейского и караимского кладбищ. Через несколько десятков лет эти захоронения будут снесены и на их месте построено трамвайное депо.
В 1894 году руководство Черноморского флота было переведено из Николаева в Севастополь. На основании этого должность магометанского имама при Николаевском порту была упразднена. А из сметы расходов Морского Министерства были вычеркнуты 120 рублей на наём сторожа при строении. Ахун мечети Мухамет Закир Замаледдинов был переведён в Севастополь. Магометан в Николаеве практически не осталось.
К слову сказать, ахуны были самой привилегированной группой среди представителей духовного сана у мусульман. Это почётное звание, присваиваемое магометанским духовным собранием. При этом служитель культа в армии или на флоте должен был иметь также и военное звание, как минимум подполковника. В некоторых случаях ахун был избираемой должностью.
16 мая 1894 года военный магометанский ахун обратился к николаевскому военному губернатору с рапортом. «Находящаяся в городе Николаеве магометанская мечеть, до сего времени бывшая под моим радением, с переездом моим в город Севастополь и сокращением расходов на наём сторожа, остаётся без всякого надзора, хотя временный присмотр я поручил бывшему сторожу запасному солдату Абдурахману Ахметову. Донося о сём, покорнейше прошу распоряжения об уведомлении Оренбургскому магометанскому духовному собранию о перевод моём в город Севастополь. Духовный Ахун Замаледдинов».
В связи с упразднением должности имама в Николаеве, нижние чины магометанского вероисповедания были также переведены в Севастопольские экипажи (за исключением троих человек). И таким образом в 1894 году было отмечено, что «в существовании в Николаеве мечети для нижних чинов Морского ведомства не встречается надобности». Так было указано Главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря в служебном документе на имя Управляющего морским Министерством. В связи с тем, что место для устройства мечети (657 квадратных саженей – три тысячи метров квадратных) было в 1862 году безоплатно передано религиозному обществу «не безусловно, а с предназначением определённой цели, которой имущество должно служить, то есть специально для устройства на этом месте мечети», главный командир просил Министерство о возврате указанной территории прежнему владельцу и сносе мечети со всеми постройками. Документ был подписан Вице-Адмиралом Копытовым и Контр-Адмиралом Гессеном.
Несмотря на такие просьбы, мечеть ещё долгое время существовала. Сторож Абдрахим Ахметов на общественных началах исполнял духовные требы местных магометан до начала двадцатого века. Достоверно известно, что ещё в 1903 году он проводил служения и в мечети, и в исправительном отделении, и на территории флотского экипажа. Николаевцев мусульманского вероисповедания в тот год было всего пятьдесят человек, нижних чинов флотского экипажа – десять, а отбывающих наказание больше девяноста человек. В 1902 году Ахметов хлопотал перед Оренбургским магометанским собранием о выделении средств на ремонт мечети, но денег так и не получил. В 1905 году он отказался от исполнения обязанности муллы при татарской мечети. Обряды погребения и регистрацию захоронений на магометанском кладбище проводить было уже некому. В 1906 году был избран городской мулла Араф Ибрагимов Махмутов, который утверждался в должности решением градоначальника. К этому времени количество мусульман в городе составляло чуть менее четырехсот человек.
Мечеть была окончательно разрушена в начале двадцатых годов. Достоверно известно, что уже в 1923 году от культового здания оставалась лишь минаретная башня, которая получила охранную доску как памятник архитектуры, взятый под охрану государством. Государством, которое так и не смогло охранить этот памятник.
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»