Альтернативный Николаев

Написав для уважаемой газеты «Вечерний Николаев» уже не один десяток статей на краеведческую тему, я, в конце концов, задумался об их рейтингах. Читают ли? А если читают, то насколько интересны? Не скучны ли? Не надо ли чего добавить острого, скандального, забористого? Чтобы пробирало сразу, насаживало глаза внимательного читателя на крючок текста и тянуло до конца небольшого рассказа. И вспомнил я, что есть нечто гораздо интереснее высосанных из чернильных пальцев сюжетов о несуществующих катакомбах или попыток напустить туманность сакральности на довольно тривиальные уголки бедного легендами города. И это «нечто» – работающая безотказно (в смысле привлечения интереса к тексту) «альтернативная история».

Итак, сегодня речь будет вестись согласно канонам литературного жанра, в котором автор изображает реальность, какой она могла бы быть, если бы история в какой-то момент пошла по другому пути, нежели произошло в реальности. Только не стоит путать «альтернативные» тексты с направлениями в исторической науке, которые призывают счесть картину прошлого неправильно зафиксированной и призывают «переписать» прошлое.

Родоначальником жанра «альтернативная история» принято считать римского историка Тита Ливия. Именно он описал события в империи Македонского, предположив, что было бы, если бы Александр не умер в 323 году до нашей эры, а продолжил править страной. Не желая никого воскрешать (пусть даже и на бумаге!) я хотел бы в этой статье сделать следующее – по-настоящему фантастическое – предположение. А давайте представим что всё, что было запланировано построить в Николаеве, было построено. Не будем бояться смелых идей. Ибо они, по словам Гёте, играют роль передовых шашек: они гибнут, обеспечивая победу. Итак, пусть погибнет этот текст под гнётом критики, но я должен его написать.

За «точку бифуркации» (момент изменений в системе) примем весну-лето 1790 года. Именно тогда Потёмкин пишет ордера и приказы статскому советнику Фалееву. Все они касаются «нововозводимого поселения при верфи».

Ордер № 901. «Если из Белграда Днестровского явятся к вам серебрянники или какие другие художники для поселения в городе Николаеве, то вы имеете им дать там места и к поспешному поселению сделать зависящее от вас вспомоществование».

Допустим, что мастера и художники приехали. И им понравилось у нас. Николаев за две сотни лет стал центром ювелирного искусства. Сегодня приезжающих туристов встречают шуточные надписи на биллбордах (о, да, их очень много – и биллбордов и надписей): «Вы не подскажете, где можно купить серебряный сувенир из Николаева?». Витрины маленьких магазинов на улице Серебряной (бывшая Соборная) ломятся от украшений, статуэток, посуды, другой домашней утвари выполненной из белого драгоценного метала. Каждый третий житель Николаева имеет своё фирменное клеймо, которое ставится на поделках рядом с пробой. К проходящему туристу то и дело подходят молодые парни, работающие зазывалами. Это те, кто плохо или мало учился ювелирному мастерству. Им не доверяют работу с серебром. Слоган города: «Николаев – город сувенир». Эти слова («Nikolaev – souvenir urbem») выбиты на муниципальном гербе, увенчанном серебряной короной, прямо под ювелирными тисками с вёслами.

Если кто из Николаевцев не занят изготовлением изделий из серебра, то он продаёт сувениры или поставляет сырьё в мастерские. Иконостасы в церквях выполнены из толстого серебра. Мэр города, принимая присягу, кладёт руку на главную Книгу города — «Положение об общественных слушаниях», текст которой выгравирован на серебряных страницах, собранных в тяжёлую книгу. От серебра, выставленного в витринах, рябит в глазах. Вода в кранах города самая чистая в стране, поскольку общественный водопровод полностью собран из посеребрённых изнутри труб. И ни разу за все двести с лишним лет существования Николаева как города мастеров-ювелиров, в нём не было ни холеры, ни тифа, ни иной инфекционной заразы.

Но, то ли ювелиры из Белграда Днестровского не доехали до нас, то ли Фалеев не слишком ласково принял гостей, факт остаётся фактом – Николаев сегодня не такой блестящий, каким мог бы быть. Но читаем исторические документы дальше. Статьи, назначенные князем Потёмкиным к исполнению. № 521

 По оным предписывается:
1. Перевезть из Херсона в Николаев кадет.
2. Для строения монастыря в Спасском по данному плану, соборной церкви в Николаеве и в Богоявленске, камень тёсаный заготовить.
3. В городе Николаеве не строить ничего деревянного.
4. Огородов завести и всякой зелени.
5. Каменного угля и шифра поискать в ближайших от Николаева местах.

Представим, что все эти пункты были тщательно выполнены. И сегодня мы видим вот такую картинку.

1. Кадетский корпус, основанный в 1795 году в Николаеве, стал кузницей военных кадров. Перечисление героев войн, которые учились в нашем кадетском корпусе, занимает десятки страниц. В центре города находится огромный мемориальный комплекс памяти выдающихся выпускников. В настоящее время корпус готовит командный состав для практически всех родов войск. Для военных и их семей в прошлом веке был построен специальный район в городе. В народном фольклоре он носит имя «Кадетка». Расположена «Кадетка» на правом берегу лимана между Варваровкой и Коренихой. В районе возведены высокоэтажные дома, корпуса для учёбы, большой полигон для тренировок бойцов. Между «Кадеткой» и Очаковом сооружёны военный аэродром и танкодром. Место обитания и учёбы военных соединяется с николаевским полуостровом подвесным мостом, который выходит на левый берег Лимана в районе Намывской косы.

 2. Николаевский мужской монастырь святого Григория – главная святыня юга Украины. Ученики и последователи первостроителя продолжили дело по обустройству монастыря в Спасске. На его долю выпало немало испытаний: и пожар, и попытки большевиков перестроить монастырь на речной яхт-клуб, и разграбление оккупационными войсками. В наши дни в Григорьевском монастыре хранятся несколько уникальных святынь. Сюда едут десятки тысяч туристов и религиозных и светских, чтобы увидеть уникальные настенные фрески, сохранившиеся в глубоких подвалах, построенных в конце семнадцатого века. Подвалы эти уходят глубоко под землю и доходят под водой до середины узкой части лимана. На территории монастыря хранится уникальная библиотека и музей археологических ценностей. В конце прошлого века Григорьевский монастырь был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из семи чудес света в Украине. Вокруг монастыря выстроены гостиницы, рестораны, сувенирные магазины. В этом районе круглый год наблюдается нашествие туристов.

 3. Запрет строить в городе деревянные здания привёл к быстрому развитию каменного зодчества. Сегодня Николаев заслуженно считается жемчужиной архитектуры Украины. На учёте в управлении по охране исторического наследия находится более пятисот памятников архитектуры. Исторический центр – практически нетронутый ансамбль начала девятнадцатого века. Он известен своими уникальными зданиями и сооружениями. Архитектура города характеризуется устойчивым господством классицизма, но с вкраплениями более позднего стиля «модерн» и элементами эклектики. Особенно это заметно на примере здания областного совета и областной администрации. Изначально там находился дворец Правосудия и палата адвокатов. В облицовке стен использован глазурованный кирпич, а фасад украшен разноцветными майоликовыми вставками с изречениями на латыни. Вход в здание охраняют два величественных мраморных льва, каждый из которых держит перед собой земной шар с короной. В народе ходит легенда, что если между двумя львами пройдёт чиновник или депутат, который никогда не брал взяток, каменные львы оживут.

 4. Распространившаяся мода среди жителей города на огороды и сады привела к зарождению в Николаеве научной школы по выведению новых сортов плодово-ягодных культур. Горожане строили в массовом порядке питомники и оранжереи, где разводили тысячи гибридных растений. В городе издавались в разные годы двенадцать журналов садоводческого и огороднического направлений. Появились «николаевские» фирменные сорта яблок, груш, картофеля, баклажанов и декоративных растений. К началу двадцатого века было выведено и задокументировано более тысячи сортов растений, которые успешно продавались в стране и за рубежом. К середине двадцатого века высшее учебное и научно-исследовательское заведение «аграрная академия Николаева» стала центром сельскохозяйственной науки юга Украины.

 5. В ближайших окрестностях Николаева были найдены промышленные запасы угля и глинистых сланцев. Из шахт чёрное золото подавалось сразу на мощные домны, в которых плавился высокоуглеродистый металл. Цикл производства кораблей стал практически замкнут. Большинство металлических деталей производилось на месте. С переходом на строительство железных судов Николаев вышел на первое место среди верфей не только Европы, но и мира. Месторождение глинистого сланца было разведано позже, в начале двадцатого века. Это привело к появлению в Николаеве предприятий электротехнической промышленности и строительной индустрии. Кровельный материал, изготовленный с применением «шифера» дал новый толчок массовому и промышленному строительству в городе и регионе. Стенные бетонные блоки с николаевскими сланцами стали известны на весь мир и получили имя собственное, под которым теперь каждый строитель знает эти элементы: «сланце-блок николаевский». А бронированный рубероид стал надёжной защитой для каждой второй крыши жилых домов и промышленных зданий в стране.

Но, к сожалению, так и не перевезли из Херсона кадетов, не построили пансион для них, не устроили монастырь в Спасске, не заставили горожан строить дома из хорошего камня. И не прижилась мода на огородничество среди жителей Николаева. И не нашли (а может и не искали) уголь и сланцы в окрестностях наших. И история пошла по пути, на котором мы и стоим сегодня.

Много чего из запланированного в городе за двести лет не состоялось и не построилось. Не появился в Николаеве канатный завод в отдельном замке, не родились замечательный микрорайон «Солнечный» с набережной «от моста до моста» и зелёный театр на две тысячи мест, не были воплощены проекты областной филармонии, стационарного цирка и Дворца Пионеров. Не пошёл троллейбус в Октябрьское. Как не было, так и нет объездного моста.

 Проект Дворца пионеров и школьников, которому не суждено было воплотиться

Эти слова надо понимать не как повод для огорчений или посыпания головы газетным пеплом. У истории нет сослагательного наклонения. Чего нет, того уже нет. Мы не вернём вспять время, но зато мы можем извлечь из прошлого уроки. И в следующий раз, когда у нас на руках будет хороший, правильный, перспективный проект – будь то здание, микрорайон, парк или завод – мы должны сделать всё, чтобы он воплотился. Чтобы через двести лет очередной иронизирующий «писатель» не считал упущенные возможности. Которые упустили, в том числе, и мы с вами. И продолжаем упускать, к сожалению.

  1. PS. Выдержки из документов цитируются по сборнику военно-исторических материалов «Бумаги князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического». — СПб., 1883-1895. -1-3 т.

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»

Отмечено