Харьково-Николаевская железная дорога построена на средства частного капитала в 1868—1871 годах. С 1881 года казённая. Общее протяжение (на 1900 год) — 1196 вёрст. С января 1907 года в составе Южных железных дорог
- В 1868 году выдана концессия гофмейстеру Абазе и барону Унгерн-Штернбергу на сооружение Харьково-Кременчугской железной дороги. Капитал общества был исчислен в 14 300 000 руб. метал., из которых лишь ¼ — негарантированные акции, остальные ¾ — гарантированные правительством облигации. Повёрстная стоимость — 56 378 руб. с версты.
- Уставом 1871 года Общество Харьково-Кременчугской железной дороги переименовано в Общество Χарьково-Николаевской железной дороги, с предоставлением права построить Николаевский участок.
- Сумский участок построен в 1876—1877 годах.
- Роменский участок и подъездные пути сооружены непосредственным распоряжением казны, после выкупа Харьково-Николаевской железной дороги в 1881 году.
- В 1907 году объединена с Курско-Харьково-Севастопольской железной дорогой в Южные железные дороги.