Краеведческие статьи, они как маленькие кирпичики. Когда их набирается достаточно много, возникает соблазн построить с их помощью что-нибудь более практичное, чем стену плача о былом величии своего края. Например, дорогу, по которой может двигаться город и горожане.
В то время как на этой неделе всё прогрессивное человечество активные горожане готовятся стать участниками довольно масштабного мероприятия под серьёзным названием «Форум будущего Николаева», историкам-профессионалам и краеведам-любителям надо бы перелистать зачитанные до дыр страницы нашего прошлого. И выудить зерно истины, из которого в дальнейшем может прорасти стратегия развития города. Говоря простыми словами: пришло время всем нам по новому взглянуть на проблему существования муниципального образования «город Николаев» чтобы решить, чем городу и горожанам заниматься в ближайшие годы. То есть, сформулировать так называемую «миссию города».
Кроме того, что эта миссия призвана сообщить обществу конкурентные преимущества нашего города и тем самым привлечь дополнительные ресурсы как финансовые, так и человеческие, она должна будет придать всему процессу нашего существования осмысленность и уточнить общую цель в широком смысле этого слова. Но главное, она должна в нескольких словах зафиксировать идею, способную сориентировать в одном направлении все силы – и внутренние, и внешние.
Наука требует при разработке подобного проекта ориентироваться на следующее: функции прошлого, городские мифы, географическое положение и реалии сегодняшнего дня. Если под таким углом посмотреть на Николаев, то можно сделать следующее заключение: у земли, на которой сегодня расположен город, есть две миссии. Причём, проявляются (или применяются) они поочерёдно, сменяя одна другую через небольшие кризисные моменты. Эти миссии всем отлично известны: «город-верфь» и «город-порт». Если несколько утончить классификацию, то можно сказать «военная верфь» и «зерновой порт».
В седьмом веке до нашей эры греки, «понаехавшие» в наши края из города-государства Милет, начали отправлять из портов Ольвии зерно и всяческую другую сельскохозяйственную продукцию своим сородичам. А спустя тысячелетие в конце восемнадцатого века «вновь возводимый город Николаев» был заложен как военная верфь. И это, казалось, должно было полностью изменить миссию территории. Но в периоды глубоких кризисов судостроения (а их было немало), на первые места в экономическом соревновании вновь выходила зерновая торговля и перевалка в портах города.
Поражение России в Крымской войне (середина девятнадцатого века) привело к запрету строительства боевых кораблей в Николаеве. Неудивительно, что именно в эти годы состоялось открытие Николаевского коммерческого порта, следствием чего явилась возможность захода в городские гавани иностранных судов. Самые известные торговые дома Европы оперативно открывали в Николаеве свои представительства. Хлебная торговля росла как на дрожжах. Наш город быстро превратился в значимый зерновой рынок Юга империи. Николаев соединился железной дорогой с Елисаветградом, шло бурное развитие коммуникаций. До 80% чистого сбора зерновых с земель Украины отправлялось на мировой рынок. При том, что и внутри страны хлеба также оставалось вдосталь. В конце 1885 года состоялось достаточно важное событие для «хлебной» отрасли – в городе открылась Николаевская биржа со своим комитетом, арбитражной камерой и аналитическим бюро.
К концу девятнадцатого века слава военного судостроительного центра начинает медленно возвращаться в Николаев. Закладываются на стапелях броненосцы, минные крейсера, канонерские лодки. Но к началу двадцатого века наработанный потенциал российской инженерной мысли оказался полностью исчерпан. Проекты и технологии морально устарели. Работа на верфях была заморожена вплоть до 1911 года. А для хлебной биржи эти годы стали настолько благоприятными, что весь деловой мир города ощутил существенный прирост доходов. Вокруг миллионного хлебного экспорта в те дни крутилась вся жизнь Николаева. С началом проблем на Балканах (1912 год) сбыт зерна начал падать, сложилась неблагоприятная конъюнктура для вывоза хлебопродуктов, Германия прощупывала экономическую крепость России, а империя уже и сама вовсю готовилась к новой войне. И важным показателем этому стал взлёт Николаевского военного судостроения (с 1911 года): дредноуты, линкоры, крейсера, подводные лодки и первые десантные корабли.
С началом мировой войны четырнадцатого года вывоз хлебопродуктов за рубеж оказался под запретом. Некоторое время Николаевская биржа по инерции ещё работала, но очень скоро были прекращены все хлебные операции и остановлена деятельность самой биржи. «Пушки вместо масла».
После революции 1917 года судостроение вновь «легло» на долгих пятнадцать лет. А вот зерновая торговля сразу же по окончании гражданской войны начала быстро возрождаться. Весь излишек зерна по прежнему стекался в Николаев, а государственная программа хлебного экспорта помогла возрождению зерноторговли, которое началось с 1923 года. В начале тридцатых годов прошлого века, когда новая империя под названием СССР начинала готовиться к очередной войне, миссия боевого судостроительного завода вновь взяла вверх над мирным процессом торговли продуктовым сырьём.
Конец военного судостроения Николаева (1990-е годы) вновь «дал сигнал» возрождению зерновой торговли. В 1991 году в городе была создана Черноморская товарная биржа агропромышленного комплекса, затем Союз агропромышленных бирж Украины. Сегодня активно работают и развиваются городские порты, перевалка зерна (в широком смысле этого слова) растёт день ото дня. Огромные суда типа PANAMAX заходят в акваторию Очакова и Николаева. Бизнес вспомнил о том, что транспортные коридоры на Кавказ, Дунайский путь, в направлении Китая проходят рядом с нашими портами. Стратегии экономического развития региона включают в себя позитивные оценки роста доходов портовой отрасли. В этих документах ни слова не говорится о военном судостроении. Территория закрытых верфей пристально рассматривается как место, вполне пригодное для закладки перегрузочных терминалов. Высокий канальный сбор, который вынуждены платить перевозчики, заводящие суда в Николаевские порты, окупается удобным географическим положением города по отношению к важным автомобильным магистралям страны. Мы видим как сегодня миссия «город-порт» уверенно победила миссию «город-верфь». Но может ли кто-либо дать гарантию того, что это последний «поворот» в судьбе Николаева?
На исторических примерах хорошо видно, что тезис «всё возвращается на круги своя» не простые слова. Мало того что, как и сотни лет назад, жизнь нашего города вновь вращается вокруг зерноторговли, так ещё и случаются весьма интересные случаи возрождения миссии «город-порт». Молодая группа компаний «Витерра», занимающаяся экспортом сельхозпродукции год назад приобрела под офис заброшенное здание в старом центре города – двухэтажный особняк на углу улиц Пушкинская и Макарова. Строился этот район как раз во время зернового бума на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Жилые и общественные здания центра возводились с любовью, и на долгие годы сформировали исторический облик Николаева.
Часть квартала № 48 Одесской части Николаева, в котором находилось здание, изначально принадлежала статскому советнику Ивану Петровичу Кашневу, правителю канцелярии Главного командира Черноморского флота. Кашнев передал участок греческому подданному, датскому вице-консулу в Николаеве Николаю Стоматьевичу Сербосу, который продал его в 1888 году николаевскому купцу второй гильдии Павлу Стоянову. Павел Михайлович сколотил своё состояние как раз в период подъёма зернового бизнеса в Николаеве. Он сам с 1896 года непосредственно работал маклером николаевского биржевого комитета. Эти комитеты устраивались по законопроекту Министерства финансов в пунктах зернового экспорта для упорядочения торговли, осуществления контроля и установления сборов в портах.
Стоянов был уважаемым человеком в Николаеве, почётным гражданином города, многолетним гласным городской думы, человеком явно не бедным, проявляющим живой интерес к общественной жизни Николаева. В 1894 году он зарегистрировал недвижимое имущество – двухэтажный дом по Католической, 32 угол Бульварной (сегодня угол Макарова и Пушкинской). Его соседями по кварталу (от Пушкинской до Фалеевской) были владелец водолечебницы Михаил Кенигсберг, барон Рено (гостиница «Рено»), вице-консул Германии, Австро-Венгрии и Нидерландов Франц Иванович Фришен. Фришен также имел непосредственное отношение к зерновой торговле – он был учредителем правления Южно-Русского общества плавучих элеваторов и директором николаевской конторы международного общества погрузочных средств и складских помещений.
После смерти Павла Михайловича его сын Александр продал дом члену «попечительства об еврейской богадельне» владельцу торговых рядов на Базарной площади Шмуйл-Лейбе Векслеру. После советской власти у купца дом отобрали и разместили в особняке амбулаторию и приёмный покой больницы Охматдета (общество охраны материнства и детства). До девяностых годов двадцатого века там находилась детская больница. А уже в годы приватизации дом попал в руки свободного бизнеса. После 2013 года владельцы отключили отопление и за два года довели особняк практически до аварийного состояния.
Именно в таком виде в начале 2015 года этот дом и приобрела группа компаний «Витерра». Сразу же были начаты ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Строители сделали всё возможное, чтобы сохранить здание на карте Николаева. По мере того как слой за слоем снималось всё, привнесенное в этот объект за сто лет, перед новыми владельцами открывалась интересная архитектура. Дом становился таким, каким он был запроектирован изначально. Резьба по камню, лепнина, сложная кладка – восстановить удалось далеко не всё. Время неумолимо. Но то, как дом выглядит сегодня, достаточно полно передаёт облик Николаева образца начала двадцатого века. Дата на фронтоне «1910», открывшаяся после ремонта, означает дату завершения окончательной достройки здания, которая велась более пятнадцати лет.
Руководитель группы компаний «Витерра» Аркадий Дабагян считает символичным тот факт, что через сотню лет после смерти нашего земляка, умевшего совмещать недюжинный коммерческий талант с активной жизненной позицией, в его доме вновь «живут» люди, занимающиеся тем же бизнесом, только уже на современном этапе существования города. И тем самым в Николаеве продолжаются славные традиции здорового честного бизнеса, продолжается жизнь в новых формах. На сайте компании размещена подробная история здания, которую подготовили научные работники музея, опубликованы фотографии прежних владельцев и членов семьи, выложена добрая сотня фотографий старого Николаева. Венчает это цитата Френсиса Бекона – «К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя». Вся историческая информация на сайте подана с огромным уважением к прошлому нашего города.
А ведь подобная преемственность и уважение к истории своей земли придают человеческой жизни осмысленность, позволяют найти цель существования, зафиксировать генеральную идею и сконцентрировать силы в одном направлении. То есть помогают горожанам реализовать миссию своего города в том виде, в каком она проявляется в конкретный исторический момент. Будь то «город-порт», или «город-верфь», или «город-чтонибудьновенькое».
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»