Что же есть такое на самом деле память человеческая? Цепочка химических и физических процессов, при помощи которых человек воспринимает, а впоследствии хранит полученную информацию? Или глубокие ментальные рубцы, оставленные событиями и людьми, которые встречаются нам на жизненном пути?
В коллекции Виртуального музея города Николаева хранится несметное количество фотографий наших земляков. В большинстве своём это «безымянные» горожане. Их имена и фамилии не сберегло время. Пожелтевшие кусочки картона с лицами ушедших от нас людей хранят человеческие судьбы, о которых мы никогда не узнаем. Кто были эти усатые парни, пузатые паны в жилетах и дородные дамы в кринолинах? Где работали, чем занимались, как жили? Никто уже не расскажет нам об этом достоверно. Но подаренные, проданные, а иногда и выброшенные вместе с устаревшей мебелью бумажные отпечатки прошлой жизни как части немой мозаики всё равно складываются в звучащую картину жизни тех, кто ходил по этим улицам сто или больше лет назад. Ничего не зная о каждом из них, мы, тем не менее, можем составить пёструю картину тех лет.
Но есть и редкие исключения. Это случается когда фотографии сохранили не только модный вид мужского костюма или редкий стиль дамской причёски начала прошлого века, но и целые истории. Семейные саги, так или иначе связанные с нашим городом. Есть на земле люди, бережно хранящие древние семейные архивы, интересующиеся своим родом, пытающиеся проникнуть как можно ближе к корням ветвистого генеалогического древа своей фамилии. После открытия Виртуального музея Николаева я заочно познакомился с Анатолием Роздобудько, который выслал несколько семейных фотографий, сопровождаемых интересными подробностями из жизни своих предков. Привожу его письмо в переводе с украинского языка.
«Уважаемый Юрий. Благодарю Вас, что приняли мои фото-экспонаты и разместили их в Музее. Опубликовав имена и лица моих предков, Вы доставили нашей семье приятные моменты. Таким образом, Вы будто бы помянули те поколения, как в храме по старинному человеческому обычаю, обычаю святому, но которым, к сожалению, часто пренебрегают. При жизни эти трудяги не всегда, мягко говоря, получали даже простое уважительное отношение, которого заслуживают люди. Из-за «Великой» революции 1917–го двое из них – братья Владимир и Кирилл – преждевременно ушли из жизни. Владимир в марте 1922 года упал на работе в воду, заболел воспалением лёгких и, измождённый голодом, вскоре умер. Мой дедушка Кирилл умер в 1920 году от брюшного тифа, смертельного спутника гражданской войны, а его семилетний сын Александр погиб в 1921 году, разбирая со сверстниками артиллерийский снаряд в районе Инвалидного хутора.
Я занимаюсь изучением истории своей семьи. Был в девяти архивах Украины. Мною собрано более пятисот страниц текста. Но главной составляющей всего этого есть семейная схема восьми (!) поколений Роздобудько. Правда, только Владимир остался в Николаеве. На сегодня в Вашем городе есть полтора десятка его потомков. В начале двадцатого столетия Владимир перетянул братьев Кирилла и Луку за собой в город, но они из-за событий 1917-1920 гг. тут не закрепились.
Кстати, известная писательница Ирен Роздобудько тоже из нашего рода. Благодарю за внимание, желаю успехов. С уважением, А.Роздобудько».
В этом письме речь идёт о шести старинных фотографиях, на которых изображены члены семьи Роздобудько. Я приведу здесь небольшие рассказы, которые сопровождали полученные музеем сканы.
Фотография первая. Ориентировочно 1900-1903 гг. Название фотоателье не известно. Слева работник «Общества судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве», такелажник дока, Владимир Тимофеевич Роздобудько (1874-1922). Родом Владимир из села Косари Чигиринского уезда Киевской губернии (сегодня Каменский район Черкасской области). На завод он пришёл в 1899 году. Был активным участником многочисленных выступлений рабочих верфи за свои права. Рядом с Владимиром стоит его младший брат Кирилл (1878-1920). В то время он был работником в хозяйстве И.И.Горовникова, который проживал по адресу Шоссейная, 38 (сегодня улица Фрунзе) и был одним из лучших садовников Николаева. У Горовникова Кирилл приобрёл столь ценный профессиональный опыт, что впоследствии смог самостоятельно работать в помещичьих имениях, в частности у Николая Аркаса.
Когда Владимир умер, его вдова Лукерья Кузьминична, женщина крепкого характера, трудолюбивая, всё делала чтобы поставить на ноги четырёх малолетних детей. Узнав, что она имеет право на постоянную денежную помощь от Николаевской городской страховой кассы в связи с потерей кормильца, начала настойчиво хлопотать в городских учреждениях. Согласно справке, которую она получила в бухгалтерии судостроительного завода им. А.Марти, месячный заработок её мужа Владимира Роздобудько, пожарно-вахтового 7-го разряда, исчислялся сотнями тысяч советских рублей. В январе-марте 1922 года он получил три с половиной миллиона рублей совзнаками. Но прожить на те тысячи и миллионы в Николаеве было очень трудно из-за невероятного обесценивания денег и высокого уровня инфляции, которые тогда царили в стране.
Лукерья долго обивала пороги кабинетов, но своего добилась: 7 мая 1924 года городская страховая касса назначила ей пенсию в размере 9 рублей 35 копеек в месяц. Хотя это были небольшие деньги, но всё же хоть какая-то добавка к скудному бюджету осиротевшей семьи. Впоследствии пенсию увеличили до 18 реформированных рублей.
На второй фотографии (выполнена она в 1908 году) Матрёна Тимофеевна Роздобудько (1889-1981), крестьянка села Косари Чигиринского уезда Киевской губернии и её братья, жители Николаева: Кирилл (слева) и Лука (1888-1980). Фото сделано в ателье Коносевича, которое располагалось по адресу Б.Морская, дом 39.
В той же фотографии Коносевича сделан портрет ещё одного члена семьи Роздобудько – Агриппины Васильевны (1883-1965). Уроженка Новой Праги, супруга Кирилла Тимофеевича долгое время работала в семье Аркасов. Сначала Агриппина выполняла подсобные работы в домах Аркасов в Николаеве и Богдановке, а уже потом ей доверили работу горничной. Агриппина Васильевна рассказывала своим внукам, что хозяйка дома Ольга Ивановна, супруга Николая Николаевича, всегда тщательно проверяла работу прислуги. Чтоб удостовериться, хорошо ли вытерта мебель, она доставала белоснежный носовой платок и демонстративно проводила им по мебели. Агриппина Васильевна рассказывала это без тени обиды. Было видно, что она сохранила к Аркасам чувство глубокого уважения.
Роздобудько часто вспоминала про своё общение с дочерью Ольги Аркас – Оксаной Николаевной. Зимой Оксана проживала в Николаеве, а на лето приезжала вместе со своей семьёй в Богдановку. Фото Оксаны, где она молодая красивая девушка изображена верхом на чудесном коне, хранилось в семье Роздобудько на самом почётном месте. Младшая дочь Агриппины Нина (1917-2013) на всю жизнь запомнила, как её в детстве очаровало романтическое изображение красавицы. За время работы у Аркасов (1906-1915) в семье Роздобудько появилось трое детей. Интересным фактом является то, что Агриппина Роздобудько рожала детей в ванне с водой. Возможно, о таких условиях для облегчения родов заботилась в семье Аркасов Ольга Ивановна или семейный доктор.
Как рассказывали в семье Роздобудько, всеми делами в хозяйстве Аркасов руководила Ольга Ивановна, человек чрезвычайно сильного характера. Однажды Агриппина Васильевна стала свидетелем необычного разговора Николая Аркаса с управляющим. Николай Николаевич сделал замечание, что хозяйка обижается на служащего за недостаточно вежливое приветствие. Тот ответил Аркасу, что напротив уважительно приветствовал и не имел даже мысли обидеть Ольгу Ивановну. Тогда Аркас сказал: «Вот вам десять рублей и не забывайте, пожалуйста, здороваться с хозяйкой».
Молодой человек в наполеоновской позе на следующей фотографии это садовник-огородник имения Аркасов Кирилл Тимофеевич Роздобудько. На обороте надпись, сделанная им «18 декабря 1912 года. Дорогому Луке. Благодарный любящий Кирилл». Кирилл занимался деревьями и огородами в Богдановском доме Аркасов а также небольшим садом возле их дворца в Николаеве. Работы хватало круглый год: внесение удобрений и вспашка земли, обрезание фруктовых деревьев, виноградников, очистка ягодников, подготовка парников и рассады овощей, выращивание посадочного материала во фруктовом рассаднике. Весной спешили высеять семена овощей, разных сортов помидор, перца, баклажанов, капусты, сельдерея. Много сил и труда уходило на обработку огорода, полив растений. Для этого часто нанимали сезонных рабочих. Кирилл Тимофеевич старался подбирать серьёзных, разумных работников, организовывал их работу, следил за качеством обработки.
В сезон сбора урожая необходимо было не только его собрать и сохранить товарный вид, но и выгодно продать. Сад и огород всегда были в образцовом состоянии. Насаждения благодарили за уход хорошим урожаем, а, следовательно, и прибылью для хозяев. Ольга Ивановна доверяла Кириллу в полной мере. Она поручала ему возить овощи и фрукты на продажу в Николаев, принимая потом заработанные деньги. Когда началась война 1914 года, Аркасы сказали, что Россию ждут тревожные времена, а за войной обязательно придёт революция. В 1915 году они продали имение в Богдановке, дом в Николаеве, всю мебель, даже часть своего гардероба – платья, юбки, пальто в том числе. Семью Роздобудько рассчитали с работы. Местом их проживания стал Богоявленск. Бывшие хозяева подарили им корову и ковёр. В ноябре 1915 года Кирилл устроился на работу в механическую мастерскую завода «Наваль», на котором уже работали его братья Владимир и Лука.
На фото, выполненном в Варшаве, ориентировочно в 1912-1913 годах запечатлены унтер-офицеры 32-го пехотного Кременчугского полка российской императорской армии. Второй слева старший унтер-офицер Лука Тимофеевич Роздобудько, призванный в армию из Николаева в 1908 году. На его груди медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» и знак полка.
Небольшая подвенечная фотография сохранила для потомков лица отставного унтер-офицера Луки Роздобудько и его молодой супруги Анны Терентьевны Непотребной. Снимок сделан 6 октября 1913 года в день их венчания в Симеоно-Агриппининской церкви города Николаева. Церковь находилась в Николаеве на пересечении улиц Херсонская и Бульварная (сегодня Пушкинская) и была снесена в начале 60-х годов прошлого века.
В 1914 году после начала войны Лука снова был призван в армию и отправлен на фронт. В боях на территории Восточной Пруссии он получил ранение левой руки. После лечения Луку демобилизовали и он вернулся в Николаев. В 1915 году Лука Роздобудько был принят вахтовым котельной дока завода «Наваль». Примечательно, что в советское время при оформлении пенсии (1949 год) о ранении унтер-офицера царской армии и о его инвалидности в пенсионном деле нет никаких записей.
Сегодня внук Кирилла Роздобудько – Анатолий Григорьевич – ответственный секретарь Хмельницкой областной организации Национального союза краеведов Украины. Он бережно хранит старые фотографии и собирает всю возможную информацию, которая может дополнить его знания о своей большой семье. Оригиналы фото и документов надёжно хранятся в богатом семейном архиве.
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»