Не секрет, что каждый из нас считает себя первоклассным специалистом по трём направлениям: футбол, политика и педагогика. Поскольку о николаевском футболе не могу писать, а о местной политике не хочу, предлагаю сегодня поговорить о нашем городском школьном образовании. Точнее о его истории.
Неудивительно, что в военном городе первыми учебными заведениями были морское артиллерийское училище и кадетский корпус, которые перевели в наш город из Херсона в 1795 году. Долгое время Николаев занимал лидирующие позиции среди других городов Черноморского бассейна по числу учебных заведений военно-морского направления. Кадеты получали весьма приличное общее образование и зачастую продолжали учёбу после получения свидетельств. С 1800 по 1803 год в городе работало училище корабельной архитектуры, с 1807 по 1852 – флотское училище. В середине позапрошлого столетия у нас была открыта школа юнкеров, позднее преобразованная в роту гардемаринов, а через некоторое время в роту флотских кадет.
Первое общеобразовательное учебное заведение начального уровня было открыто в Николаеве только спустя тридцать восемь лет после основания города. Это было одноклассное приходское училище с отделением для девочек. Первая государственная школа открылась в 1833 году. В ней учились только мальчики. Девичье же одноклассное училище было созданочерез десять лет после мужского. Спустя полвека после начала строительства крупнейшего центра судостроения на Чёрном море в городе имело возможность получить базовое образование всего несколько десятков детей.
Во второй половине девятнадцатого века картина с образованием в Николаеве начала меняться к лучшему. К последним годам жизни города в составе монархического государства в Николаевских начальных (государственных и церковных) школах обучалось уже пятнадцать тысяч детей разного возраста. Притом, что средний учитель сам закончил всего шесть классов гимназии и прослушал двухлетний педагогический курс.В 1862 году открылась первая мужская классическая гимназия, а уже через год в городе с населением в четыре десятка тысяч жителей работали тринадцать учебных заведений, половина из которых были основаны и финансировались частными лицами. В одной только мужской гимназии посещали занятие почти триста николаевских мальчиков.
Большинство николаевских детей ходило в народные школы грамотности. В начале восьмидесятых годов девятнадцатого века таких заведений в городе было пятнадцать. Поступали в эти школы в семилетнем возрасте и учились по единой программе народных училищ: Закон Божий, Ветхий Завет, Символ Веры, русский язык, письмо, арифметика (четыре правила и начальное понятие о дробях), церковное пение. За свет ученья приходилось платить до 3 рублей 60 копеек в год, но особо нуждающиеся и хорошо успевающие в учёбе освобождались от платы. Полностью бесплатной была лишь школа Союза русского народа, открытая на улице Рыбной (современна Чкалова). Учились втаких школах от двух до шести лет, в зависимости от количества классов. Но видимо учились из рук вон плохо. В 1880 году в начальных заведенияхсидело за партами чуть больше девятисот человек, из которых до выпускных экзаменов допущено было лишь четыре десятка. А свидетельства об окончании получило всего двадцать четыре выпускника.
Ученицы начальной школы
В те годы существовала хорошая (на мой взгляд) традиция присваивать школам имена выдающихся деятелей культуры той эпохи. Выбор имён был настолько безукоризнен, что даже спустя столетия мы можем согласиться с ним. Вот этот список: Пушкинское училище (на Никольской), Лермонтовское (Сенная площадь), Ломоновское (Аптекарская), Гоголевское (Спасско-Вокзальное шоссе), училище имени Жуковского (3-я Слободская). В среднем в них работало по одному учителю на сорок учеников.
Война на Балканах «подарила» Николаеву такой тип школ как национальный пансион. В городе появился Южнославянский мужской пансион, в котором учились и жили дети из Болгарии, Сербии, Боснии, Черногории. Первое реальное училище (Александровское) было открыто в 1873 году. Первой женской гимназией стала Мариинская гимназия, то есть находящаяся под покровительством императрицы Марии. Вторых женских гимназий за всю историю города было две. Но не одновременно, а в разное время. Первая «вторая» гимназия, учреждённая Марией Панферовой, открылась осенью 1878 года и просуществовала всего два года. И только через восемнадцать лет открылась вторая «вторая» женская гимназия, которая до сих пор обучает и воспитывает подрастающее поколение николаевцев – но уже под именем гуманитарной гимназии №2 – в старинном здании по улице Адмиральской.
Вторая мужская гимназия (улица Таврическая) была открыта спустя полвека после первой мужской – в 1913 году. Вероятно, интерес к классическому образованию в пролетарском городе был либо невелик, либо искусственно сдерживался. Городская Дума оказалась не в состоянии содержать эту гимназию (что выяснилось буквально через год) и передала её (как написали бы сейчас) на баланс Министерства народного просвещения. Министерство подыскало для учебного заведения новое помещение на Адмиральской улице. К 1916 году в Николаеве было открыто три государственные гимназии (ещё одна «Кельцевская» после начала мировой войны «приехала» из Польского города Кельце) и множество частных: Веревского, Метельского, Березовского, Зиновой (ранее Штукенберг), «гимназия Родительского комитета», Еврейская и другие. В них учились восемь лет, иногда с подготовительным классом. Мальчики и девочки изучали математику, латынь, греческий, немецкий и французский языки, рисование и другие нужные науки.
Начальное образование можно было получить и в церковно-приходских одноклассных школах, в которых надо было учиться три года. В Николаеве таких ЦПШ было более десятка. Еврейских детей учили в частных начальных училищах (хедерах). Религиозное образование мальчики (исключительно!) получали у меламедов. Начальные профессиональные школы делали основной упор на получение рабочей специальности, важной для городского хозяйства и промышленности того времени. На рубеже веков в городе работали: портовая ремесленная школа (Садовая угол Никольской), школа при Черноморском и котельном заводе (на территории завода), при Техническом обществе (Соборная), низшая ремесленная школа при среднем механико-техническом училище (Кузнечная), частные профучилища Вулих, Зиновой и некоторые другие. При этом в конце девятнадцатого века из шестисот тысяч николаевцев количество умеющих читать и писать чуть превышало тридцать процентов.
Гимназистка (1910-е)
Профессиональные средние учебные заведения в Николаеве поражали своим разнообразием. Торговая школа Витте (Министерства торговли) считалась самым элитным учебным заведением тех лет. В нём училось более семи сотен учащихся.
Железнодорожное училище, среднее
механико-техническое училище, фельдшерская школа и училище, женское коммерческое училище, музыкальная школа Русского музыкального общества, штурманская школа, школа Биржевого комитета, мореходные классы, государственный учительский институт – всего более десятка названий. Для домашнего обучения и репетиторства были организованы частные училища Черни-Айзмана, Маршака, Ильиных и иные.
В коллекции Виртуального музея Николаева есть множество виньеток, собранных из фотографий выпускников и педагогов дореволюционных учебных заведений и салонных снимков учащихся разного возраста, фотографировавшихся в школьной форме. Поскольку такая «визитка» была достаточно дорогим удовольствием, делалось это чаще всего по случаю окончания учебного заведения и дарилось на память своим самым близким однокашникам и родственникам.
Молодой человек с пробивающимися усиками в форме с высоким воротником и блестящими пуговицами – Антоний Романовский, сын священника Николая Романовского. Вместе с отцом он погиб в сталинских концлагерях в 1937 году. Девушка с кружевным воротничком училась вместе с дочерью Романовского Ниной, о чём свидетельствует чернильная надпись на обороте фотографии.
В гимназии, в которой учился Антоний, плата составляла до шестидесяти рублей в год. Мальчики изучали кроме всего прочего тригонометрию, физику, философскую пропедевтику, законоведение и чистописание. Гимназисты принимали участие во всех торжественных городских мероприятиях, в здании гимназии часто проводились концерты, литературно-музыкальные вечера. Школьного питания изначально не было вовсе. Обеды каждый приносил из дома. Но в начале двадцатого века в гимназиях стали открываться столовые для учащихся. Примерное меню одного дня было таким: «булочка сладкая — 3 копейки, чай с сахаром — 1 копейка, кофе без молока — 3 копейки, кофе с молоком — 5 копеек, какао — 5 копеек, яйцо – 2 копейки, сосиска горячая — 3 копейки, сосиска горячая большая — 5 копеек пара».
На территории Николаева действовало постановление «О внешкольном надзоре», которое утверждалось в попечительстве учебного округа. Этим документом гимназистам и школьникам запрещалось выходить из дому одетым не в учебную форму, курить, распивать спиртные напитки, носить кольца, часы, палки, кастеты, плети и другие предметы кроме имеющих непосредственное отношение к учёбе. Также не допускались сходки, собрания, выступления учащихся на любых площадках и сценах вне стен «альма матер». Гимназисты обязаны были носить с собой именной билет и предъявлять его по первому требованию полиции или педагогов. Находиться вне дома разрешалось до десяти вечера летом и до восьми зимой. Запрещалось ходить в рестораны, трактиры, кофейни, клубы и маскарады. В кино и театр (оперетта исключалась вовсе) учащиеся допускались только на специальные сеансы и в сопровождении взрослых.
Молодые люди в форме с якорями – выпускники мореходного класса Иван Краснов и Роман Бабаджанов. Фото сделаны в память окончания курса на звание штурмана каботажного плавания 21 марта 1894 года. В замечательном издании «Очерки истории культуры Южного Прибужья» (авторы Ковалёва и Чистов) так написано про это учебное заведение.
«Мореходный класс готовил кадры для коммерческого флота – шкиперов и штурманов каботажного плавания. О необходимости открытия такового заявлял еще в 1867 году вице-адмирал Б.А.Глазенап. Но устав школы был утвержден только 20 августа 1871 года, а сама она открыта была уже при вице-адмирале Н.А.Аркасе, военном губернаторе, Главном командире Черноморского флота и портов, и сначала помещалась по улице Потемкинской, 74, а позже по улице Острожной, 10. Принимались сюда юноши всех сословий в возрасте от 14 до 20 лет, умеющие читать и писать. Жили на частных квартирах, одевались за свои деньги, но обучение было бесплатным – за счет средств государственного казначейства и пособий от Мещанского общества».
После Мореходный класс перешёл в ведение Министерства народного просвещения, часто переезжал с места на место, менял название и учебную программу. В начале двадцатого века это уже была Мореходная школа, которая принимала юношей с семнадцати летимеющих начальное образованиеи опыт хождения на судах не мене одного года. Найти таковых было не просто. Потому в 1903 году в школе не было ни одного ученика. Но в 1904 уже за парты уселосьполтора десятка курсантов. Школа готовила штурманов третьего и четвёртого класса – судоводителей парусных судов и помощников капитана на паровых судах малого плаванья.
Чуть больше ста лет назад Николаев предпринял первую – к сожалению неудачную – попытку перейти к всеобщему начальному образованию. Сегодня в городе почти семьдесят общеобразовательных и вечерних школ, лицеев, гимназий, коллегиумов и академий. Туда ежедневно ходят за знаниями почти пятьдесят тысяч юных горожан.
Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»