Центральный проспект «Центральный»

Соглашусь, пожалуй, и я с некоторыми ораторами. Меня тоже не приводит в восторг название, которое сегодня, в разгар декоммунизации, получил главный городской проспект взамен «имени вождя мирового пролетариата». Как член топонимической комиссии лично я голосовал за иное (историческое в некотором роде) имя этой улицы. Исконное название «Херсонская» я не поддержал, поскольку считаю, что сегодняшний проспект лишь частично совпадает с улицей Херсонская, какой она была до середины прошлого века. Достаточно большой кусок проспекта Ленина (от Спасского холма в сторону Лимана) был прирезан только в середине шестидесятых.

Одна из главных магистралей нашего города впервые получила своё официальное (хоть и проектное) название в 1822 году, когда городской полицмейстер, выполняя свои широкие функциональные обязанности, положил на стол военному губернатору Николаева и Севастополя – вице-адмиралу Грейгу – проект списка первых топонимов. Одна из тринадцати продольных улиц была именована «Херсонской». Шла она согласно описанию тех лет «от Песков мимо дома Вавилова через Привоз мимо бани Шерлаимова к рогаткам». Название было предложено по направлению, которое определяла эта улица – «на губернский город Херсон». В 1835 году это имя официально было закреплено за этой одной из самых широких улиц Николаева. В двадцатые годы (период активной коммунизации городской среды) улицу переименовали в Первомайскую. Во время фашистской оккупации она временно значилась в документах как Херсонская, а к столетию Ленина (кто не помнит – это был 1970-й год) проспект стал носить имя – а точнее псевдоним – Владимира Ульянова.

Сегодня центральный проспект Николаева начинается у «Надежды», а заканчивается у старого кладбища. Любой из нас может пройти или проехать по этому вечному пути (от надежд к могилам), осматривая расположенные по сторонам здания и вспоминая исчезнувшие строения. Итак, что мы увидим на центральном проспекте сегодня если пойдём от его цифрового начала? По нечётной стороне – строительство храма, которое ведётся уже добрый десяток лет, а далее на этом же квартале – комплекс зданий университета кораблестроения (бывший НКИ). Через бульвар напротив – городской стадион, отказавшийся в своё время от части своей территории в пользу салонов, бутиков и рыночных торговых рядов. В эпоху, когда Николаев был настоящей столицей советского судостроения, стадион абсолютно оправданно назывался «Судостроитель». В начале девяностых, когда тяжёлая николаевская промышленность уступила в первенстве лёгкой, швейная фабрика «ЭВИС» взяла стадион и футбольную команду под своё крыло, дав им обоим своё имя. Затем на некоторое время победил торговый капитал, и большинство горожан запомнили это место как «рынок ЭВИС». Сегодня стадион, как и проспект, носит неуникальное для Николаева имя — «Центральный».

На бульварной части перед стадионом высится гранитное строение в честь столетия николаевского футбола. Примечательно, что в момент установки (это был 2008 год) футбольный памятник сменил собой заржавевший знак николаевскому судостроению. Кому-то в тот момент показалось, что судостроение в Николаеве уже умерло, а футбол ещё нет. Но видимо появление печального гранитного обелиска с футбольным мячом и доброй сотней фамилий на стеле (футболисты, тренеры, меценаты, общественные деятели и т.д.) зафиксировало красивую точку с запятой в истории николаевского «ножного мяча».

Следующие несколько кварталов центрального проспекта «Центральный» ничем особым не знамениты. Жилые дома («сталинки» и «хрущёвки»), кафе, магазины, банки – не наблюдаем ни выдающегося, ни исторического. Но вот мы уже приближаемся к Спасскому холму, от которого когда-то и начиналась улица Херсонская. Сегодня здесь расположены «Центральный» рынок, центральное (сиречь – областное) телевидение и радио, а также «Центральный» же автовокзал. Лет пятьдесят назад в этом районе были широкие площади для парковок и ярмарок. Сегодня эта территория густо засеяна ларьками, быстровозводимыми строениями продуктовых супермаркетов, палатками и торговыми лотками. В давние годы Херсонская улица начинала свой бег от этого холма «вниз» до Мещанской (городская канава), затем поднималась к 6-й Слободской и за ней уже упиралась в Херсонскую заставу со шлагбаумом (рогатками), за которой уже и заканчивался старый город Николаев.

Симеоновская церковь. За сутки до взрыва
Симеоновская церковь. За сутки до взрыва

Там, где сегодня Центральный проспект пересекается с улицей Рюмина (бывшей Курьерской), начинался отсчёт Херсонской. По правой стороне магистрали находилось здание отделения международной телеграфной линии Лондон-Дели. Николаевские телеграфисты при желании могли подсмотреть, о чём общается английская метрополия со своими колониями. На перекрестке Херсонской с улицами Наваринская (запоминаем, ударение на «и»!) и Бульварная (ныне Пушкинская), там, где тогда было шесть углов, находилась Симеоно-Агриппининская церковь. Построенная в 1869 году по проекту архитектора Андриевского, она дожила до 17 сентября 1960 года, когда её взорвали, расчищая проспект для движения городского транспорта.

Между Глазенаповской (ныне Декабристов) и Соборной улица Херсонская превращалась в одну из сторон Привозной (Базарной) площади. По чётной стороне сегодняшнего проспекта стояли лавки и магазины с глубокими подвалами-ледниками. Сегодня на месте огромной площади жилые кварталы, детский городок «Сказка», гостиница Украина и областной дворец культуры. На перекрестке Соборной и Херсонской сто лет назад стояла часовня в память убитого народовольцами царя Александра II. В честь него же короткое время улица Соборная носила имя «Александровская».  Часовню построили в 1882 году на деньги горожан (мещанское общество выступило инициатором сбора средств), а разрушили её в 1929 году.

Восточнее часовни вблизи разворота конки в 1914 году было торжественно открыто здание трамвайной электрической подстанции в стиле модерн. Этот небольшой «средневековый замок» – одна из сохранившихся изюминок николаевской архитектуры. В девяностых годах прошлого века здание переходило из рук в руки несколько раз, но благодаря неравнодушным владельцам оно и сегодня радует глаз николаевцев и гостей города своей узнаваемостью и оригинальностью. За подстанцией пристроено технологическое помещение – унылое квадратное строение, в котором после развала СССР поселился американский ресторан.

Кварталы между Московской и Малой Морской полны старых зданий, которые с трудом дотянули до наших дней и находятся в ветхом состоянии. Здесь же можно встретить единственную на проспекте среднюю школу (№13). В районе мещанской канавы (улица Гражданская) когда-то было место сосредоточения банного бизнеса. Бани Матохина, Баля, Лазарева, Шерлаимова – все они сбрасывали свои воды непосредственно в знаменитую канаву. Завод сельскохозяйственных машин братьев Донских «съел» большинство этих заведений и перекрыл навсегда часть Мещанской и Севастопольской улиц. Баня Шерлаимова дожила до конца прошлого века. Старожилам она была известна как «гарнизонная баня». Но сегодня нет уже и её. На том месте высится скелет недостроенного офисного здания одного из мобильных операторов Украины.

На пересечении Центрального проспекта с улицей Садовой* мы видим пятиглавый храм Иконы Касперовской Божьей Матери. С 1934 года в нём долгое время находился клуб судостроительного завода имени 61 коммунара. Напротив храма-клуба сегодня высится современное здание торгово-развлекательного центра, который был перестроен из заброшенного строения, закладывавшегося как новый дом культуры судостроителей-коммунаровцев. Так уж сложилось сегодня, что вместо двух домов культуры у завода нет ни одного, зато у всех нас есть церковь и магазины с развлечениями. Впрочем, самого завода сегодня, по сути, тоже нет.

Проспект Центральный в районе улиц Слободских не представляет никакого интереса с точки зрения истории и архитектуры. Исключение составляет лишь монумент в честь воинов-танкистов освободителей николаевщины. Это традиционный танк военных лет, установленный на высоком пьедестале. На башне нарисован номер 283, что обозначает дату освобождения города – 28 марта. От 6-й Слободской до 10-й фасадная часть чётной стороны основной городской магистрали представляет собой душераздирающее зрелище. Останки одноэтажных домов николаевских мещан, выстроенных до исторического материализма, должны были быть снесены ещё в восьмидесятых годах. «Планомерная застройка восточной части проспекта Ленина, куда постепенно перемещаются функции общегородского центра» была резко оборвана с началом Перестройки и не возобновлена до сих пор.

Херсонская улица (а значит большая часть сегодняшнего проспекта) сто лет назад была выстелена крупным гранитным булыжником. Специалисты советского дорожного хозяйства в один момент спрятали «вечное» покрытие под тонкой асфальтовой простынёй. И сегодня из каждой ямки на проспекте Центральном выглядывает надёжный культурный слой прошлой эпохи.

Совсем недавно бульварная часть центрального проспекта завершалась гранитной стелой с изображением Ленина, строго смотрящего на разрушающееся православное кладбище. Летом прошлого года памятный знак коммунистического режима свалили неизвестные, а коммунальные службы вывезли камни в неизвестном направлении. Столетием раньше именно здесь заканчивался город Николаев. В районе шлагбаума был устроен один из четырёх николаевских рынков – Шлагбаумский. За рынком начинался пустырь, через который вела дорога к богатому хутору Водопою – на нём была своя отдельная железнодорожная станция.

Если сегодня пройти по центральному «Центральному» проспекту и поглядеть на него незамутнёнными краеведческим знанием глазами, то он предстаёт в виде однообразной бесконечно серой стены, уклеенной неактуальными объявлениями и рекламами, похожими друг на друга. Как основная транспортная магистраль проспект сегодня не уникален – есть несколько параллельных направлений и для транзитного транспорта и для городского. В качестве культурно-исторического объекта «Центральный» тоже мало интересен. Так для чего же нам, николаевцам, нужна эта семикилометровая, ровная как стрела магистраль?

Неужто для того лишь чтобы проехать на трясущейся маршрутке от «Надежды» к кладбищу под звуки неумолимого шансона? Или надо ещё немного подождать и мы всё-таки увидим рождение новой центральной идеи «Центрального» проспекта?

* — Более подробно этот район города описан в статье «Перекрёсток времён» («Вечерний Николаев», № 65 (3683) 18 Июня 2015г.)

Оригинал статьи в газете «Вечерний Николаев»

 

Отмечено