Николаевские открытки -1

1899-1916 гг. часть первая (попытка каталогизации)

По примеру других городов, почтовые открытки с видами Николаева давно требуют систематизации и каталогизации. По предварительным оценкам только дореволюционных видовых фотооткрыток существует более одной тысячи разновидностей. А ведь есть ещё интереснейший пласт открытых писем Николаевской тематики 1918-19 гг. и первых лет советской власти. Что уж говорить про открытки, изданные во второй половине прошлого века – их тоже не одна сотня видов, включая кустарные и артельные.

Большой вклад в изучение николаевской открытки внесла Наталья Кухар-Онышко. Её опубликованные научные работы помогают увидеть особую логику в пёстром мире прямоугольных картонок с фотографиями старого Николаева на видовой стороне. Второй важный помощник в деле каталогизации – частный коллекционер подобных открыток. Собирая (реально или виртуально) обычную либо «академическую» коллекцию, такой человек вольно или невольно сам становится учёным, историком, краеведом и филокартистом. Собирателей по этой теме в городе достаточно, открыток тоже. Если когда-нибудь соединить все коллекции вместе, то можно будет смело говорить о стопроцентном понимании того сколько всего было выпущено открытых писем с изображениями зданий или интересных мест Николаева. Можете считать и этот текст очередным шагом к рождению каталога николаевских открыток.

Но сначала немного общей истории открытых писем. Первая открытка (тогда ещё без иллюстрации) была выпущена в Российской империи в 1872 году. До 1894 года монопольное право на печать открыток принадлежало Почтовому ведомству. И только с разрешением хождения бланков частного изготовления началась эпоха видовой и художественной открытки, «золотой период» которой пришёлся на первые двадцать лет прошлого века. Считается, что больше всего было отпечатано открыток с видами различных городов. Такая популярность объясняется миграцией населения в эпоху роста промышленного производства и растущим на тот момент интересом к путешествиям и туризму.

Первоначально оборотная сторона открытого письма предназначалась только для адреса. Но в 1904 году был установлен новый порядок оформления открыток. Адресная сторона разделилась на две части вертикальной линией. На левой полосе можно было написать своё послание, а на правой – клеилась почтовая марка и писался адрес. С 1 мая 1909 года официальное название отправления «открытое письмо» сменилось на «почтовую карточку».

Первая открытка с изображением вида города Николаева вышла в 1899 году. Издателем был Я.В.Поповский – владелец магазина письменных, конторских, чертёжных и рисовальных принадлежностей (Большая Морская, 44) и тетрадной фабрики.  Всего с 1899 по 1912 год им было издано десять серий открыток общей численностью видов более трёхсот. Тираж открыток, к сожалению, установить доподлинно невозможно. Самые ранние из открыток Поповского прошли почту в сентябре 1899 года. В первой серии их было не более десяти видов, но точное число доподлинно не известно. Надписи на видовой стороне сделаны на французском языке. Изображены самые интересные на взгляд издателя места и здания современного ему Николаева: Яхт-Клуб, женская гимназия, вид на бульвар, порт, Спасск, контора порта (здание, находившееся на Соборной площади на месте современного горисполкома), гауптвахта, монумент Грейгу и другие.

В 1900 году Поповский выпустил в свет небольшую серию открыток (известно всего лишь три штуки), которая распродалась очень быстро. На лицевой стороне вокруг изображения было оставлено белое поле для текстового послания.

В том же году вышла третья серия с надписью «Поклон от Николаева» (до десяти видов в выпуске). Монохромные изображения зеленоватого оттенка донесли до нас николаевскую Стрелку, гостиницу И.Барбе (позже она получит название «Лондонская») и широкую Соборную улицу с рельсовой конкой посредине.

Через год (1901-й) появилась новая серия открыток. В ней насчитывалось больше десятка разных видов. На лицевой стороне красными буквами было написано «Николаев-Nicolaieff» и двуязычное название изображённого места или объекта. Впервые на почтовых карточках появились: здание городской полиции, Ингульский мост, реальное училище. Кстати, на открытке с изображением реального училища («ecole reale») на переднем плане хорошо виден стоящий одинокий мужчина в форме. Говорят, что это Владимир Рюмин. Достоверно сказать нельзя, но известно, что в те годы Владимир Владимирович Рюмин работал в должности инженера николаевского порохового завода и одновременно преподавал в железнодорожном училище. Сам он имел непосредственное отношение к фотоделу. Владел фотоаппаратом, много фотографировал. Одно время мать Рюмина была владелицей николаевского фотографического салона. Так что можно допустить, что Поповский использовал для печати своих открыток негативы, сделанные на фотоаппарате Рюмина или при участии инженера-педагога.

С 1901 по 1904 год у Поповского вышло четыре большие серии открыток, каждая из которых включала по нескольку десятков видов. Некоторые изображения переходили из серии в серию, а несколько знаковых городских объектов имели по два ракурса в одном выпуске (памятник Грейгу, например). На почтовых карточках были напечатаны: Спасский дворец, морской госпиталь (с церковью посредине), Варваровский мост, дорога в Лески, обсерватория, театр, вокзал, католическая церковь, судостроительный завод, общественная библиотека, лютеранская церковь, элеватор и лечебница доктора Кенигсберга. Были отражены теперь на открытках и улицы Николаева: два вида Соборной, Большая Морская, и Никольская. Между 1905 и 1909 годом под именем Поповского была выпущена ещё одна «бюджетная» серия открыток с красными текстами на видовой стороне. Все они повторяли ранее изданные виды.

Появлялись у Поповского и единичные открытки. Всего было выпущено столь много, что на некоторое время издатель остановился в подготовке новых серий. Он изредка переиздавал опубликованные ранее виды, изменяя лишь дизайн надписей. Не позднее 1912 года издательство Поповского (сам он умер в 1910 году), используя уже издававшиеся ранее отпечатки, выпустило свою последнюю серию открыток с видами Николаева. Коричневая сепия с белым кантом вокруг фотографии, до тридцати штук в серии. Встречаются эти открытки, отправленные по почте и в раннее советское время.

Перспективное и (что особенно важно!) прибыльное дело всегда привлекает конкурентов и последователей. Вслед за Поповским в 1899 году, серьёзный николаевский издатель И.М.Садд (известна его переписка с Львом Толстым по вопросу переиздания романа «Воскресение» в Николаеве) выпустил свои, уникальные открытки. На сегодняшний день известно семнадцать открыток этой серии.

Все они напечатаны на тонком слоистом картоне зелёного цвета и имеют уникальное отличие от всех других открыток Николаева. На всех изображениях в небе дорисовано идеально круглое пятно, по всей видимости, изображающее солнце или луну.

По штемпелям на оборотной стороне можно увидеть, что первые открытки Садда появились в Николаеве не позднее декабря 1899 года. Ходили они в течение двух лет и после этого более не переиздавались. Имя Иосифа Садда с тех пор ни разу не встречалось на почтовых открытках Николаева. Примечательно, что открытки свои издатель отпечатал в конторе «Granbergs K.A., Stockholm», которая спустя двенадцать лет выпустила самые массовые тиражи Николаевских открыток.

Третий (по хронологии) «открыточник» Николаева появился в первых числах 1900 года. Именно тогда магазин А.Финкельштейна издал небольшую серию достаточно интересных видов Николаева: въезд на Каботажную гавань, вид Гауптвахты с высоты птичьего полёта, порт с ветряной мельницей и уникальное изображение перекрёстка улиц Адмиральская и Соборная с памятником Грейгу и Адмиралтейским собором (вид сверху).

В 1902 году вышли открытки издателя Финкельштейна с четырехзначной нумерацией (от 5801 до 5820) Все объекты ранее были уже кем-либо отражены (театр, Соборная улица, Бульвар и др.). Интересен разве что Ингульский мост – хорошо видна северная сторона завода – длинное двухэтажно строение, не сохранившееся до наших дней.

В 1904 году А.Финекельштейн вышел на растущий рынок с серией открыток, отмеченных трехзначными номерами (от 601 до 625). На карточках были известные ранее виды и широкая белая полоса внизу или сбоку для текста послания.

Продолжение

Оригинал в газете «Вечерний Николаев»